17.10.2007

Самые грустные профессии. Социологи определили профессии, вызывающие депрессию, и выяснилось, что стрессам подвержены те, кто общается с людьми

Сотрудники Управления наркологических и психиатрических служб США (SAMHSA), исследовавшие взаимосвязь между профессиональной деятельностью и риском депрессии, составили список самых опасных с психологической точки зрения профессий, сообщает The Washington Post. Выяснилось, что наиболее подвержены депрессии специалисты, которым по долгу службы постоянно приходится общаться с людьми.

Выводы американских социологов основываются на данных национального опроса (National Survey of Drug Use and Health), в котором приняли участие более 60 тыс. человек трудоспособного возраста. Респонденты в возрасте от 18 до 64 лет работают полный день в 21 профессиональной сфере.

«С американскими коллегами англичане сошлись только в одном: молодые профессионалы чаще страдают от депрессии, чем люди в возрасте»

В итоге в «рейтинге депрессивности» «победили» сиделки, ухаживающие за пожилыми и больными людьми, и няни, которые весь день сидят с детьми. Среди них почти 11% ежегодно страдают от депрессии, длящейся в течение двух и более недель.

В это время опрошенные отмечают снижение настроения, которое сопровождается нарушением сна, потерей аппетита и интереса к жизни, ухудшением концентрации внимания и недовольством собой.

Газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать этот факт вице-президента Российского психологического общества, профессора Тахира Базарова. Он отметил, что «лидерство» в рейтинге депрессии представителей этой профессии очевидно:

«Сиделки и няни сталкиваются с другим миром: людей уходящих и людей входящих, – пояснил психолог. – У тех и у других разные ожидания, ценности, представления о мире. Многим кажется, что работа сиделки тяжела в физическом плане; на самом деле в психологическом отношении она не менее трудна.

Относительно молодым людям трудно смириться с тем, что пожилые еще чего-то хотят, кроме ухода за их телом. Но у стариков свой мир, собственные привычки, ожидания. Поэтому в основе такой депрессии лежит ценностный конфликт», – заключил Тахир Базаров.

На втором месте в печальном списке американских социологов – работники общепита: не только официанты и бармены, но и повара (около 10% считают себя подверженными депрессии).

«Здесь проблема, скорее всего, в неумении оказывать услугу, в трудности овладения культурой «услужливости»: не быть слугой, быть по отношению к другому человеку «взрослым», а не накапливать «детские обиды», которые ведут к депрессии, – считает вице-президент Российского психологического общества. – Человеку свойственен эгоцентризм.

Представителям сферы услуг, с одной стороны, приходится «децентрализироваться», чтобы увидеть мир глазами посетителя. С другой стороны, они идентифицируют себя с клиентами. Поэтому когда после работы они приходят в кафе или ресторан, то ведут себя точно так же, как их посетители, реализуя уже собственные установки».

Третье место в рейтинге (9,6%) у работников социальной сферы и здравоохранения, и доктор Базаров считает это «большой бедой»: «Социальный работник – это не профессия, а призвание, – поясняет он свое мнение. – Некоторые люди по природе своей отличаются от остальных установкой на «помогающее поведение». Но людей с альтруистическими установками гораздо меньше, чем социальных работников.

Образовательные центры не могут справиться с этой задачей. Они лишь дают знания, нормативы, но невозможно научить состраданию, эмпатии, доброте». Большинство людей идут в социальную сферу не по велению души, а по каким-то иным мотивам, считает психолог.

На первом месте среди побудительных причин – ожидание материального вознаграждения от профессии, на втором – случайный выбор, на третьем – легкость, с которой можно овладеть данной специальностью.

Меньше всего, по мнению сотрудников Управления наркологических и психиатрических служб США, подвержены стрессам архитекторы, инженеры и ученые. Лишь немногим более 4% из них отмечали у себя признаки депрессии. И то это «не депрессия, а конфликт между тем, что хотелось сделать, и тем, что получилось, – отмечает Тахир Базаров. – Творчество само по себе является мощным инструментом психотерапии».

Вне зависимости от специальности, 7% работающих людей, по данным американских психологов, хотя бы раз в году испытывают депрессию, которая длится более двух недель подряд. Среди безработных этот показатель еще выше и составляет 12,7%. Женщины и молодые люди страдают от стрессов, связанных с профессиональной деятельностью, чаще мужчин и пожилых, говорится в отчете.

Депрессивные сотрудники ежегодно наносят своим работодателям ущерб в размере 30-40 млрд долларов, подсчитали социологи. К тому же депрессия плохо влияет на карьеру.

К слову, в конце мая 2007 года аналогичное исследование опубликовали английские психологи. Их выводы едва ли не противоположны тем, что получены за океаном.

В частности, ученые доказали, что наиболее подвержены стрессам и депрессиям адвокаты, страховые агенты и бухгалтеры. 16% адвокатов постоянно страдают от умеренных или серьезных признаков психического расстройства. На втором месте в списке – работники хайтека, архитекторы, владельцы страховых компаний, инженеры, консультанты и брокеры.

С американскими коллегами англичане сошлись только в одном: молодые профессионалы чаще страдают от депрессии, чем люди в возрасте.

«Депрессия – это социальный фактор. Люди впадают в депрессию не по поводу заболевания, а из-за того, как окружающие относятся к их болезни, не из-за ошибок, которые допускают, а от реакции на эти промахи других людей. К сожалению, давать рекомендации, как избежать болезненных состояний, почти бесполезно, – посетовал Тахир Базаров. – Рекомендации находятся в одном пространстве, а люди совсем в другом.

Точно так же, как правила ПДД существуют отдельно от водителей. Автолюбители соблюдают их лишь в ситуациях, сопряженных с риском для жизни, или если завидят гаишника. Но в целом можно посоветовать людям три вещи. Во-первых, осознанно выбирать профессию, которая соответствовала бы складу их характера. А если по ошибке попали не в ту сферу, сразу менять род деятельности. Определить, что вам подходит, довольно легко.

Если трудности, с которыми вы сталкиваетесь, доставляют вам удовольствие, значит – «ваше». Во-вторых, любовь, которую вы испытываете к себе, нужно направить в правильное русло. Нужно быть к себе беспощадным, потому что настоящая любовь и жалость несовместимы. В-третьих, нужно различать мечту и цель.

Только реализация мечты – это правильное побуждение, потому что достижение цели может принести удовлетворение, но в то же время повергнуть в депрессию», – предупредил профессор Базаров.

Мария Иванова

Взгляд