16.10.2007

Опломбировано. Грядет очередное повышение цен на спиртное

Акцизная марка Как стало известно «Газете», вчера на заседании комиссии по законопроектной деятельности правительства кабинет министров окончательно сформулировал свою позицию в связи с готовящимися поправками к закону об обороте этилового спирта. Данные поправки предусматривают кардинальное изменение в маркировке алкогольной продукции. С 1 января 2009 года вместо одной акцизной или федеральной специальной марки бутылку предлагается снабжать двумя марками.

Одна будет приклеена на ее крышке таким образом, что при открытии бутылки марка окажется неизбежно поврежденной, а вторая, как и сейчас, разместится на гладкой боковой поверхности.

Как пояснил корреспонденту «Газеты» на условиях анонимности один из участников совещания, несмотря на возражения Минфина, МЭРТа и Минсельхоза, в Госдуму поступит положительный отзыв на данный законопроект, и в ближайшие дни документ рассмотрят в первом чтении. По прогнозам аналитиков рынка, если данные поправки будут приняты, то алкогольная продукция подорожает минимум на 20%. В частности, только переоснащение производственной линии обойдется производителям в $15 млн, не считая затрат на покупку второй марки.

Интересно заметить, что на этот раз законодатели продемонстрировали фантастическую проворность: заключение правового управления Госдумы было получено лишь 3 октября, а уже 9 октября депутаты намеревались рассмотреть документ в первом чтении, которое, правда, было отложено, так как не был получен отзыв из правительства. «Насколько мне известно, депутаты перестраховались и заручились поддержкой думского правового управления, где им сказали, что рассматривать законопроект можно будет и без положительного отзыва из правительства», - рассказал в интервью «Газете» один из участников рынка.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, ввести дополнительную марку необходимо для того, чтобы «исключить возможность повторного использования емкостей из-под алкогольной продукции с ранее нанесенными на них марками». Правда, каким образом наличие второй марки сможет покончить с контрафактом, пока не очень понятно - ведь поддельные акцизные и федеральные специальные марки появились на черном рынке практически одновременно с настоящими. По мнению некоторых участников рынка, данное нововведение неизбежно спровоцирует новый кризис на рынке, подобно тому, что отрасль уже пережила в 2006 году. «Введение так называемой пломбы потребует принятия такого же числа новых актов правительства, министерств и ведомств, как и введение «ЕГАИСной» марки, которые, скорее всего, как и ранее, будут приниматься либо за день-два до введения новой маркировки, либо вообще задним числом, как это было в 2006 году», - подчеркивается в официальном обращении Ассоциации европейского бизнеса в РФ к зампреду правительства Александру Жукову.

На этот раз и бизнес, и чиновники из профильных министерств проявили редкое единодушие: против введения двух марок выступили практически все.

При этом кто оказывается «выгодоприобретателем» от введения данных изменения, пока остается загадкой. По информации «Газеты», главным идеологом данного законопроекта является зампредседателя фракции единороссов Владислав Резник. Именно он вчера и пытался убедить членов правительства в необходимости принятия законопроекта.

КИРА РЕМНЕВА

Газета