16.10.2007

«Какие были передачи…». Россияне тоскуют по советским СМИ

Почти четверть россиян уверены, что газеты и телевидение в Советском Союзе были интереснее, чем сейчас. Таковы результаты соцопроса, проведенного «Левада-Центром». Журналистов эти цифры шокировали, а экспертов не удивили. С одной стороны, газет, каналов и передач с каждым годом становится все больше. С другой – интерес россиян к отечественным СМИ неуклонно снижается.

По данным Аналитического центра Юрия Левады, 46% россиян смотрят лишь отдельные передачи и негативно относятся к отечественному телевидению в целом. Причем 11% вообще не смотрят телевизор, а у 1% его даже нет дома. За последние семь лет отношение россиян к СМИ стало еще жестче. 16% считают, что информация по телевидению искажает события, происходящие в мире. 13% уверены, что журналисты просто манипулируют сознанием людей. Причем с течением времени отношение к газетам и журналам у россиян становится все более скептичным. 21% респондентов ответили, что за последние несколько лет СМИ стали нравиться им все меньше. Для сравнения: в опросе 2002 года этот показатель составлял всего 15%.

Но больше всего исследователей поразило отношение россиян к СМИ советского периода. 24% считают, что тогда газеты, радио и телевидение были интереснее и привлекательнее, чем сейчас. Столько же вообще затруднились ответить и лишь 34% сказали, что с 2000 года СМИ стали более содержательными. Впрочем, экспертов результаты соцопроса не удивили. «В эти 24% попали две группы людей, – пояснил «НИ» генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. – Первые испытывают ностальгию по советским временам. Им кажется, что тогда все было лучше. Известно, что хорошее запоминается, а плохое быстро забывается. Кроме того, доверия к СМИ тогда было больше. Вторая группа людей – это те, кто недоволен тем, что творится сейчас со СМИ. Это своеобразный знак протеста. Сейчас в СМИ возвращается однородность изложения событий, одинаковый взгляд на происходящее разных газет и телеканалов. Новости становятся похожими друг на друга, как это было в Советском Союзе. Это откат к прошлому. Авторская журналистика все чаще заменяется пропагандой. Она тоже относится к элементам советской медийной модели».

Социологи считают, что падение интереса к отечественным СМИ связанно и с чрезмерной вульгарностью передач и статей. «Я все чаще слышу ностальгические воспоминания: «Какие были фильмы, какие передачи…», – рассказал «НИ» заведующий центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – У людей чувствуется тоска по доброму, душевному телевидению. Сейчас же становится все больше «желтых» газет и передач. Если раньше большинство российских семей подписывались на две-три газеты, то сейчас сама по себе подписка практически исчезает. Да и стоит она несопоставимо дороже, чем раньше. Газеты покупают в основном ради развлечения и чтобы узнать сплетни о звездах. Так что не дивительно, что доверие к СМИ постоянно падает».

Интересно, что негативное отношение к телевидению во многом провоцируется и рекламой. По данным соцопроса, она раздражает 72% зрителей. «Очевидно, что информационная насыщенность современного телевидения несопоставимо выше, чем в советские времена, – сообщила «НИ» научный сотрудник кафедры истории русской журналистики и литературы журфака МГУ Ирина Толоконникова. – Но засилье рекламы вызывает у зрителей такое раздражение, что многим просто хочется выключить телевизор. Люди начинают вспоминать советские времена, когда было всего несколько каналов, но передачи не прерывались. За счет этого больше было и удовольствия от просмотра».

НИНА ВАЖДАЕВА

Новые Известия