11.10.2007

У России появится госкорпорация–имиджмейкер

Спаская Башня Минэкономразвития придумало, как улучшить инвестиционный имидж России. Реализацией этого проекта, сообщает газета «Ведомости», будет доверена госкорпорации. Главная и единственная задача — пиар страны всемирного масштаба. В «Программе улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом», которая направлена в правительство, указано, что имидж России в глазах потенциальных инвесторов хуже ее инвестиционного климата. Инвесторы, которые уже работают в нашей стране, имели возможность убедиться, что прибыльность инвестиций здесь превышает средний показатель, потенциал высок, а риски сравнительно невелики. С потенциальными инвесторами дела обстоят хуже: они, как показал опрос Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве в 2006 году, видят картину в куда более черном цвете.

По данным Минэкономразвития, каждый доллар маркетинговых расходов может принести 4 доллара чистой прибыли. Так, например, в Ирландии за 12 лет функционирования Агентства по индустриальному развитию, которое занимается привлечением инвестиций, объем последних возрос с 1 миллиарда долларов до 25 миллиардов.

Был проанализирован опыт 14 стран, в которых были созданы подобные агентства при участии государства, а также восьми стран, в которых они работают исключительно за его счет. Замминистра экономразвития Кирилл Андросов заявил «Ведомостям», что в этом проекте должен принимать участие и бизнес. Стоимость всего проекта, по словам чиновника, пока не подсчитана, однако такие страны, как Таиланд и Чехия тратят на промоушн 12-13 миллионов долларов ежегодно, а Британия — целых 700 миллионов долларов.

Планируется, что Россия будет принимать участие в выставках, ярмарках, семинарах за границей, организовывать поездки зарубежных бизнесменов по российским регионам, распространять позитивную информацию о России.

Как пишет газета «Ведомости», план «информационной экспансии» разработан с учетом специфики 33 стран. Так, например, в Бразилии мало знают об экспортных возможностях России, а значит там уместно рекламировать передовые российские товары.

В проект будут вовлечены компании «Газпром», «Лукойл» и «Татнефть». Им будет рекомендовано осуществить в Иране «ряд общественных благотворительных акций» (гранты студентам, бесплатные курсы русского языка). Повсеместно планируются публикации в местных СМИ и организация пресс-туров для журналистов. Посредством информагентств будет размещаться в иностранных СМИ больше позитивных сообщений о России.

Главный редактор русской службы Reuters Анастасия Онегина советует: «Лучше бы дали нормальный доступ в Кремль и правительство». Экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева посетовала «Ведомостям» на то, что в семи случаях из десяти просьбы о встрече с чиновниками встречают отказ. Чтобы инвестору встретиться с министром, надо искать связи на уровне экс-министров, говорит она.

По словам управляющего директора West Bridge Consulting Мартина Смита, инвесторы за рубежом получают совершенно разные сигналы из России. Он отметил «Ведомостям», что отдельные министры контактируют с инвесторами, но этот эффект перекрывается новогодними отключениями газа, беспокоящими Европу.

Региональный директор MMD Стивен Лок оценил стоимость кампании только в США в 2 миллиона долларов. По мнению Смита, что вся кампания обойдется России в 200-300 миллионов долларов.