05.10.2007

ФАС снизит эффективность и объемы банковской рекламы

 На заседании экспертных советов по применению законодательства о рекламе и защите конкуренции на рынке финансовых услуг, которое состоялось вчера, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утвердила единые рекомендации по содержанию рекламы розничных кредитных продуктов банков, пишет газета "Коммерсант".

С этим документом скоро можно будет ознакомиться на официальном сайте службы. Утвержденные рекомендации предписывают банкам в рекламе своих кредитов указывать их реальную стоимость, рассчитанную по методике Банка России, либо ставку по основному долгу и размеры всех дополнительных банковских платежей и комиссий за исключением штрафных санкций.

Заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров полагает, что указание ставки по основному долгу и перечня дополнительных платежей по кредиту может послужить причиной для обращения ФАС в Банк России с просьбой проверить банк на предмет формирования однородных портфелей ссуд. Недостаточное информирование клиента о размере эффективной ставки при одновременном формировании портфеля однородных ссуд является нарушением требований Банка России.

ФАС внесла предложения, согласно которым банки обяжут раскрывать в рекламе срок и сумму кредита в том случае, если это имеет воздействие на его стоимость для заемщика, пишет "Коммерсант". Это означает, что в рекламе нужно будет указывать все вероятные комбинации сроков, суммы и ставки кредитов. В банковской рекламе можно не указывать размеры платежей третьим лицам (страховщикам, нотариусам, регистрационной службе).

Сергей Пузыревский, начальник управления контроля и надзора ФАС за соблюдением рекламного законодательства, отметил "Коммерсанту", что во избежание длинных нечитаемых пояснений, а также для простоты изложения банкам следует рекламировать не линейку продуктов, а конкретный кредит. Причем условия кредитования должны быть напечатаны одним размером шрифта, который может прочитать среднестатистический гражданин вне зависимости от рекламного носителя. ФАС рассмотрит рекламные макеты банков для того, чтобы упростить для банков процесс реализации своих рекомендаций. Банки получат заключение ведомства о соответствии рекламы требованиям ФАС.

По мнению экспертов, указание в рекламе эффективной ставки может ввести потребителя в заблуждение относительно истинной стоимости банковских продуктов. Начальник управления маркетинга Международного Московского банка Сергей Тропин заявил "Коммерсанту": "Сложная и не совсем однозначная методика расчета ставки, предложенная ЦБ, не позволяет сравнивать банковские продукты по этому критерию на объективной основе. Например, одни банки учитывают в ней страховку за первый год, а некоторые - за все время пользования кредитом. Получается, что банк, более дружественный заемщику, проигрывает конкурентную борьбу еще на этапе рекламы своих продуктов".

Реализация предложений ФАС может привести к снижению эффективности банковской рекламы. Тропин считает, что, даже если банки будут рекламировать не линейку, а конкретный продукт, с учетом зависимости ставок от суммы и срока, придется указывать достаточно большое количество числовых значений с пояснениями. Директор департамента маркетинга Русь-банка Дмитрий Юрцвайг считает, что это займет много места, что ухудшит представление бренда. "Кроме того, для восприятия клиентом такого объема информации придется увеличить число контактов, что чревато ростом затрат на рекламу на 10-20%",- отметил он "Коммерсанту".

Это означает, что значительный объем рекламы, размещаемой банками, переместится с телевидения, радио и наружных объектов в СМИ и Интернет. Юрцвайг говорит, что носители, используемые банками сейчас, рассчитаны на быстрое восприятие, а новый объем информации, предписанный ФАС, клиент просто не успеет обработать. Общее мнение экспертов заключается в том, что общий объем банковской рекламы неминуемо снизится.