02.10.2007

Колонка критиков. Чиновничий дизайн

Новосибирск не существует. Его нет. Есть некий местечковый слоган: «Новосибирск - столица Сибири». Для сибиряков, которые не имеют счастья жить в нашем городе – очень спорный слоган. Сформировать какой-то адекватный образ к нему не получается. Хотя в последнее время вроде есть все шансы для этого.

Например, 4 и 5 октября в Новосибирске будет проходить российско-казахстанский форум «Наука и образование в XXI веке» с участием глав государств Путина и Назарбаева.  Прекрасный повод напомнить миру о Новосибирске. О факте проведения форума и дате проведения было известно еще год назад, и вот (наконец-то) местные чиновники решили, что не мешало бы как-то оформить родной город к приезду высоких гостей и оповестить жителей о предстоящем мероприятии. Что и было сделано в рекордно короткие сроки на рекордно низком уровне.

Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Наружная реклама "IV Российско-Казахстанский форум приграничных регионов"
 
Я, конечно, понимаю, что не я являюсь целевой аудиторией этой рекламы. Эти щиты рассчитаны лишь на нескольких людей. Может быть, всего на двоих. Но тогда тем более возникает вопрос: зачем надо было вешать именно такие ужасные плакаты? И что сказали бы представители «целевой аудитории», если бы им принесли эти «творения» на согласование? Чиновники областной администрации продемонстрировали явно пренебрежительное отношение к главам двух держав — Нурсултану Назарбаеву и Владимиру Путину, «украсив» город отвратительными и безвкусными плакатами, размещенными на щитах наружной рекламы.

Новосибирским дизайнерам и чиновникам должно быть стыдно за плоды их творческих усилий. Я, например, искренне надеюсь, что руку к этому «дизайну» приложили совсем незнакомые мне люди. Как говорил персонаж знаменитой комедии (кстати, чиновник) «и не из нашего района».

Не знаю, как президент Казахстана, но В.В. Путин проявляет серьезный интерес к проблеме возрождения отечественного промышленного дизайна. По словам Путина, промышленный дизайн, способствует развитию городской среды, созданию инновационных продуктов (чему, собственно, и посвящена предстоящая конференция) и увеличивает конкурентоспособность России на мировом рынке. (см. http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/07/108122.shtml)

К сожалению, о конкурентоспособности данных произведений дизайна говорить не приходится. Чтобы не быть голословным, хочется сравнить оформление нашего форума с оформлением подобных мероприятий, проводимых в других городах.
 
Красноярский Экономический Форум
 
International Economic Forum
 
 
Петербургский Международный Экономический Форум
 
Саммит 2006
 
Совет Федерации Федерального Собрания России
 
Конечно, успех форума не зависит от дизайна плакатов. Да и, хочется надеяться на это, у президентов будут гораздо более важные дела, чем оценка этих «произведений». Но ведь на время форума в наш город приедут десятки, а, может, и сотни журналистов, причем, не только из России и Казахстана. И уж от них-то не ускользнут эти прелестные плакаты. Что эти щиты расскажут о Новосибирске? Может быть: «это ущербный провинциальный городишко с минимальным творческим потенциалом»? Уж лучше никак, чем так.
 
P.S.: Сегодня любой, даже чуть знакомый с рекламой человек, понимает, что даже в самом ужасном рекламном плакате нельзя использовать такие шрифты, нельзя писать белыми буквами по светлому фону, а тем более - поверх логотипа. Но, тем не менее, мне показалось, что мнения авторитетных российских дизайнеров не будут лишними.
 
Андрей Логвин, лауреат Госпремии Российской Федерации в области литературы и искусства:

- Даже не знаю, что тут комментировать… Обычная официально-чиновничья  скука из серии "а что тут говорить,  когда нечего говорить". С таким же  успехом можно было написать:  «Приветствуем участников наркотрафика Казахстан-Россия!" –  никто бы ничего и не заметил».

Леонид Фейгин, академик Российской Академии Рекламы:
 
- Присланный образец разработан с полным непониманием основ законов восприятия и элементарной профессиональной грамотности: все цвета сближены и сливаются в невнятную грязно-серую гамму. Образ арки из флагов исполнен на очень низком техническом уровне и выглядит не привлекательно. Надписи исполнены несовременным шрифтом одними прописными буквами, что выглядит угловато и угрожающе.

Грязный фон за флагами вообще представляет это важное событие как нечто рутинное, скучное и противное. В плакате нет яркого запоминающегося образа. Это типичная отписка, выдающая слабость дизайнера, равнодушие и непрофессионализм заказчика.
 
Алексей Андреев, академик Российской Академии Рекламы:

- Данный постер совсем не плох, по большому счёту. Видно, что над ним работал дизайнер, чтобы там ни говорили злые языки :). Судите сами: идея есть? Есть. Работа информативно достаточна? Абсолютно. Всё сказано и пересказано, у зрителя вопросов не останется. Композиция соблюдена? Весьма корректно. Центрально-осевая симметрия присутствует. Можно даже говорить о креативе: символическая арка из двух флагов, она же - мост дружбы и т.д. Ну, а если разбирать детали, то выходит иная картина: интриги коммуникации нет, рассказано банально, как пошлый анекдот. Цельный образ не складывается, отсутствуют главные и второстепенные объекты, всё равномерно размазано по поверхности. Шрифты ужасны, слоган не читается, интерлиньяж и межбуквенные расстояния плохие. Ну и цветовое решение, конечно, за гранью добра и зла. А так - нормальный плакат :).
Владимир Зинченко, портал Gorn.ru


Gorn.ru