25.09.2007

 Часть «Одноклассников» стала прибалтийской. Латвийская компания   Forticom купила часть популярной российской социальной сети

Одноклассники Крупнейший контент-провайдер в Прибалтике – латвийская компания Forticom приобрела долю российской социальной интернет-сети "Одноклассники.ру", – об этом пишет сегодня ряд изданий. По информации, не получившей комментариев сторон, проданная доля российской социальной интернет-сети составила от 25%+1 акция до 30% долей. Факт сделки подтвердили генеральный директор Forticom Виталий Рубштейн и продавец актива – предприниматель Альберт Попков. Эксперты оценили сделку в 10 миллионов долларов, – сообщает «Коммерсант».

"Одноклассники" – достаточно перспективный актив. Если с помощью Forticom компании удастся ввести на интернет-портале платные услуги и увеличить поступления от рекламы, выручка "Одноклассников" может увеличиться примерно в три раза", – считает генеральный директор компании "Медиамир" Михаил Гуревич. По его же оценке, сайт с таким объемом аудитории минимально зарабатывает 100-150 тысяч долларов в месяц.

Сайт "Одноклассники.ру" зарегистрирован в 2002 году и принадлежит московскому ООО "Одноклассники". Интернет-портал относится к категории социальных сетей. Это специализированные интернет-сервисы, которые позволяют находить деловые контакты, бывших коллег, одноклассников и проч. Количество зарегистрированных пользователей превышает 4 миллиона. До сделки с Forticom 100% долей компании принадлежало создателю сайта Альберту Попкову.

Латвийская Forticom является крупнейшим контент-провайдером в Прибалтике с долей на рынке около 70%. У компании есть социальная сеть One с 2,5 миллионами зарегистрированных пользователей, она работает в Эстонии и Латвии. Оборот One составил в 2006 году около 10 миллионов евро. Более 50% компании принадлежит следующим фондам: эстонскому Gilt Bankers, американскому Tiger Global и российскому Digital Sky Technologies. Президентом последнего фонда является Юрий Мильнер. Источники утверждают, что господин Мильнер получил примерно половину от 165 миллионов долларов, за которые были проданы южноафриканскому медиахолдингу Naspers Limited 30% Mail.Ru в начале этого года, – напоминает «Коммерсант».

Как пишет CNews, заместитель генерального директора РБК Михаил Гуревич утверждает, что Forticom довольно давно пытается выйти на российский рынок. Тем не менее, эксперт отмечает различие аудитории имеющихся у Forticom проектов, которые ориентированы на молодую аудиторию, с той аудиторией более старшего возраста, которой обладает проект «Одноклассники». С точки зрения «Одноклассников», шаг неоднозначный. По мнению господина Гуревича, более разумной для него являлась бы интеграция с лидерами российского рынка, чем с зарубежным игроком.

Олег Савцов, заместитель генерального директора «РБК-Софт», оценивает проект в 2 миллиона долларов, по оценкам ИК «Финам» стоимость "Одноклассников" составляет 25-30 миллионов долларов. При этом, эксперты "Финама" считают проект неприбыльным. Один из участников рынка сообщил, что по его информации проект все же приносит прибыль, но, тем не менее, его стоимость не превышает 5-6 миллионов долларов. Учитывая все вышеприведенные оценки, блокирующий пакет «Одноклассников» мог обойтись Forticom в сумму от 500 тысяч долларов до 6,3 миллионов долларов, – сообщает CNews.

Управляющий директор фонда Delta Private Equity Partners Роман Симонов считает, что если инвестор знает, что делать с проектом «Одноклассники», то 100% ресурса могли оценить в 20 миллионов долларов и выше. По его словам, "Одноклассники" – интересный проект, показывающий хорошую динамику".

"Одноклассники" фактически являются клоном американского ресурса Classmates.com, говорит исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности "Тройки Диалог" Владислав Рябюк. Наблюдаемый рост цен на подобные ресурсы объясняется в том числе ограниченным предложением подобных активов. "Одноклассники" привлекли большое число пользователей, что крайне важно для подобных ресурсов. Это безусловный плюс, но говорить об адекватности цены сложно, не зная ожидаемых финансовых показателей",– считает Владислав Рябюк. По его же словам, привлекательности социальным сетям добавляет быстрый рост рынка интернет-рекламы в России: "Если в прошлом году объем рынка составил около 210 миллионов долларов, то в этом мы ожидаем увеличения показателя примерно до 300 миллионов долларов", – пишет «Коммерсант».