11.09.2007

Вот такие загогулины. Открывается выставка проектов памятника Борису Ельцину

В многовековой истории России пока маловато президентов - все больше цари. Но если последние прочно заняли место в том числе в истории российской культуры, президентам пока не слишком везло по части их отображения в бронзе или на холсте. В начале лета побороться с такой несправедливостью решил Игорь Маркин - инициатор создания частного музея ART4.RU и хозяин представленной в нем коллекции.

На мысль о том, чтобы увековечить память ушедшего из жизни в апреле этого года первого президента России, натолкнули громогласные обещания президента Российской академии художеств Зураба Церетели непременно изваять памятник Борису Ельцину. На момент объявления Маркиным творческого конкурса среди современных художников его затея выглядела совершеннейшей инициативой снизу: ни бюджета, ни официальных решений и разрешений всевозможных инстанций, которые непременно участвуют в согласованиях таких начинаний, не существовало. Отчасти громкий проект только что возникшего музея напоминал рекламные акции Зураба Церетели, который регулярно сообщает прессе о своих пафосных творческих планах.

Вопреки традиции подобных состязаний не было окончательно определено точное место будущего памятника. Возможно, его установят по соседству с музеем ART4.RU в Хлыновском тупике, на прилегающей к зданию музея территории - такое решение самое простое и надежное в юридическом смысле. К участию в конкурсе Маркин пригласил художников, чьи имена заметны преимущественно на столичных выставках contemporary art, а также имеются в его собрании.

Сегодня вечером ART4.RU открывает экспозицию, составленную из 20 конкурсных проектов и подготовленную уже при поддержке Фонда Бориса Ельцина. Свои работы на суд москвичей представят Кирилл Челушкин, Дмитрий Каварга, Ростан Тавасиев, Дмитрий Цветков, Александр Шабуров и Вячеслав Мизин из группы «Синие носы», Андрей Бартенев и другие авторы, чьи имена более привычны в числе участников «Арт Москвы» и других форумов современного искусства. С одной стороны, в такой «однопартийности» участников заключена известная опасность. Почти никто из этих авторов пока не был замечен на поприще монументального искусства, связанного с работой в открытом городском пространстве. С другой - многие мастера советского авангарда в начале ХХ века работали на улицах и площадях с картоном и папье-маше, но их произведения, в свое время чрезвычайно актуальные, дошли до наших дней только на архивных фотоснимках. Выставка в ART4.RU будет работать ровно месяц, до 11 октября. Победителя конкурса определит голосование зрителей - в самом музее и на его интернет-сайте.

СЕРГЕЙ САФОНОВ

Газета