27.08.2007

Эра квасного патриотизма. Спрос на функциональные напитки растет



Российский рынок безалкогольных напитков, включая соки, в 2007 году вырастет на 17% по сравнению с прошлым годом и достигнет $8,92 млрд, считают эксперты исследовательского агентства Euromonitor. Сейчас наиболее динамично растут продажи кваса и бутилированной воды. В дальнейшем будет расти сегмент функциональных напитков.

По прогнозам аналитиков Euromonitor, в 2008 году объем российского рынка напитков достигнет $10,36 млрд, а в 2011-м рынок вырастет до $15,19 млрд.

В натуральном выражении рост рынка напитков в 2007 году прогнозируется на уровне 6,9%, до 9,365 млрд литров, в 2008-м- 9,97 млрд литров и в 2011-м- 11,62 млрд литров.

Участники рынка безалкогольных напитков согласны с оценками экспертов Euromonitor и добавляют, что наибольшим спросом у потребителей пользуются функциональные напитки (содержащие природные и органические вещества, витамины, микроэлементы, энергетические компоненты).

Вице-президент продуктового дивизиона группы компаний "Бородино" Карен Вартанян отмечает, что в текущем сезоне некоторые позиции безалкогольных напитков не только показали устойчивый рост продаж, оправдывая прогнозы экспертов, но и превысили предполагаемые показатели благодаря благоприятной конъюнктуре рынка. "В начале года в связи с введением новой системы учета оборота этилового спирта сильно упали продажи слабоалкогольных напитков, и их место оперативно заняли функциональные напитки",- объясняет Карен Вартанян.

По оценкам экспертов ГК "Бородино", рост сегмента функциональных напитков в этом году колебался от 30% до 70% в зависимости от региона. Если несколько лет назад квасной рынок выглядел нестабильным, то сегодня это чуть ли не самый быстрорастущий сегмент рынка безалкогольных напитков - его ежегодный рост оценивается в пределах 30%. "В этом году мы активно заинтересовались рынком кваса и вывели новый сорт - квас брожения "Старый". Исходя из наших оценок показатель совокупных продаж в сравнении с 2006 годом может вырасти на 30%",- говорит Карен Вартанян.

В компании "ОСТ-Аква" добавляют к списку быстро развивающихся сегментов рынка безалкогольных напитков ниши минеральной воды, холодного чая и кофе, а также сегмент спортивных напитков. Директор по маркетингу и стратегическому развитию "ОСТ-Аквы" Александр Анфиногенов говорит, что в перспективе ожидается появление новых пограничных сегментов напитков: функциональные напитки кроме утоления жажды будут способствовать снижению вредных экологических последствий мегаполиса или поддержанию работоспособности человека. Напитки, используемые спортсменами, могут получить распространение и среди массового покупателя. "В частности, мы готовим новые функциональные напитки и серию холодных чаев с добавлением натуральных продуктов",- сказал Анфиногенов.

Вместе с тем участники рынка отмечают, что сегмент сладкой газированной воды стагнирует. В то же время потенциал сегмента соков не исчерпан, считает пресс-секретарь "Вимм-Билль-Данна" Антон Сарайкин. "Сегмент продолжит расти, хотя и не так активно, как в последние годы,- говорит он.- Развитие сокового сегмента продолжится прежде всего за счет регионов".

АЛЕКСЕЙ КУЗЬМЕНКО

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»