07.08.2007

Россияне хотят быть анонимными в Интернете и предпочитают реальным контактам общение в сети. Обнародовано глобальное исследование Proximity Worldwide совместно с BBDO Group Russia



Несмотря на то, что около двух третей россиян не имеют доступа к Интернет, это не мешает оставшейся "активной" части вырабатывать свою позицию и взгляды на общение и взаимодействие с сетью. Глобальное исследование поведения людей в виртуальном и реальном мире, проведенное летом 2007 года Proximity Worldwide совместно с BBDO Group Russia позволяет еще раз попробовать разгадать секрет "русской души", которая скорее предпочтет выбрать Интернет для развлечений под анонимным именем и согласиться на различные авантюры, чем общаться традиционным способом, имея круг постоянных знакомых.



Оказывается, в России виртуальная жизнь очень отделена от жизни реальной. Российские пользователи считают Интернет некой "развлекаловкой", которая позволяет им расслабиться, забыть, кто они на самом деле, и погрузиться в мир дискуссий, отнюдь далеких от "нудного" традиционного общения. Пользователю, зашедшему в Интернет, нравится, что у него нет никаких обязательств в сети. 53% россиян выбрали виртуальное общение, чтобы побыть с собой наедине, расслабиться и развлечься. При этом не обязательно круг Интернет-знакомых должен совпадать с таковыми в реальности. Только 18% подтверждают, что их онлайн-друзья являются друзьями и в реальной жизни. Интересно, что в других странах этот показатель вдвое выше.

Защищает российских пользователей директор службы блогов компании Sup-Fabrik Антон Носик, который говорит о гораздо большем числе виртуальных контактов у его соотечественников. В целом, их число доходит до 70 против 10 на западе, что дает право россиянину, оставаясь приверженцем традиционных контактов, не забывать и о виртуальном пространстве. "Русские, в силу особенностей, обрисованных в Пушкинской речи Достоевского, да и вообще по душевной склонности, в Интернет-общении гиперактивны", - подытоживает Носик.

Учитывая характер распространения Интернета в России, можно говорить о будущих кардинальных изменениях в сознании российского пользователя, ведь даже сегодня, имея незначительную виртуализацию жизни по сравнению с другими странами, наши граждане больше общаются в сети, чем в реальности. 65% россиян, имеющих Интернет свободно променяли реальные контакты с людьми на виртуальное пространство. В других странах этот показатель обычно не превышает четверти опрошенных.

В России также более тонко чувствуют пользу Интернет-общения, которое, на взгляд соотечественников, абсолютно безвредно и не наносит ущерба традиционным контактам. 52% респондентов в России считают, что присутствие в сети не вредит общению в реальной жизни. Опять таки в других странах этот показатель вдвое ниже. Но действительно впереди планеты всей мы становимся, когда речь заходит о фантастических образах в виртуальном мире. К такому явлению спокойно относятся 41% россиян, против 19% в других странах. Специалисты связывают такое положение дел с меньшей подозрительностью виртуального общения и, что удивительно, не особым ожиданием от Интернета реализации собственного "Я".

Еще одну пропасть между результатами в России и остальными странами можно найти в исследованиях анонимности пользователей. 57% опрошенных чувствуют себя невидимыми в онлайне. "Это позволяет им вести себя в сети более раскрепощено, быть властными, игривыми, легче соглашаться на авантюры", - говориться в результатах исследования. При этом 40% Россиян неискренни в виртуальном пространстве, что по сравнению с другими странами (28%) ставит нас в положение "обманщиков". Аналитики склонны утверждать, что это связано с общением в богах и играх. Отдают предпочтение регистрации в сети только 17% россиян.

Между тем, россияне достаточно лояльны к брендам в сети. 49% считают полезным присутствие брендов в виртуальном мире, поскольку это помогает им встретить людей похожих на себя. Но самое интересное, что и здесь российский пользователь четко отделят зерна от плевел: лояльность к бренду в реальной жизни совсем не подразумевает лояльности в виртуальной, и наоборот. Этот факт еще раз подчеркивает четкую дифференциацию виртуального и реального миров в российском сознании.

Давно замечен интерес россиян к имиджевым и функциональным брендам, вопреки философским и социальным ценностям. Только 7% россиян (при 15% в других странах) назвали ценности бренда среди преимуществ, определяющих решение взять бренд с собой в онлайн или нет. Российский потенциал развития маркетинга в сети гораздо больше, чем в остальных государствах.

Заметим, что исследование проходило среди 200 человек в каждой стране, причем в равных долях между мужчинами и женщинами. Половина опрошенных - это молодежь и среднее население до 40 лет, другая половина - от 40 лет и старше, что позволяло создать более вразумительную и прозрачную картину. Помимо опроса проводилось и так называемое "этнографическое исследование", сопряженное с домашними визитами и виртуальными турами.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru