02.07.2007

Когда поставщики угрожали бизнесу

Продуманность структуры компании, гениальные менеджеры и востребованный товар -- все это сходит на нет, когда поставщик сырья или комплектующих «перекрывает кислород».

Когда поставщики угрожали бизнесу
1. Жажде -- все.

Бельгийские пивоваренные компании не могли не радоваться небывалой жаре, установившейся в Европе этим летом. По итогам первой половины 2007 года пивной рынок Бельгии вырос на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2006-го -- не так мало, если учесть, что последние годы он переживает стагнацию. Жара пока не спала и жажда любителей пива еще не утолена, а вот производство дальше не растет. Виной тому -- нехватка стеклотары (традиционно пиво в Бельгии разливается в бутылки из темного стекла). В 2006 году производство стекла в Европе выросло только на 0,7% -- до 34,8 млн тонн. В отличие от пивоваров стекольщики не так быстро отреагировали на климатический подарок природы. Сейчас производители пенного напитка призывают потребителей сдавать пустую тару с тем, чтобы ее можно было использовать повторно. В противном случае некоторые пивоварни могут вообще закрыться до более прохладных времен.

2. Овощная диета.

В 2004 году акции крупнейшего корейского производителя пельменей компании CJ (контролирует 20% местного рынка) упали на 10% из-за некондиционного редиса. Выяснилось, что лидер рынка и еще 18 корейских компаний с 1999-го по 2004 год использовали для производства своих пельменей гнилые овощи от китайских поставщиков. Чтобы восстановить репутацию, CJ пришлось приостановить производство пельменей, уничтожить весь товар на складе и открыть горячую линию для жалоб потребителей. CJ объявила, что если поставщик трижды попадется на продаже сырья, не соответствующего нормам CJ, компания разорвет с ним отношения.

3. Бой титанов.

Корпорация «ВСМПО-Ависма», производящая треть мирового объема титана, летом 2005-го осталась без сырья. Вольногорский ГОК, обеспечивающий корпорацию концентратом почти на 100%, прекратил поставки. По одной из версий, это произошло под давлением группы «Ренова», отношения с которой у «ВСМПО-Ависмы» осложнились после того, как совладельцы последней выкупили у структуры Виктора Вексельберга 13,4% компании. В 2006-м стороны помирились, но «осадок остался»: «Ависма» планирует создать с Индией совместное добывающее предприятие.

4. Холодный просчет.

Завод «Бирюса» с конца 1990-х годов производит детали для холодильников самостоятельно. Однако в 2004 году на предприятии началась реконструкция, и заводу пришлось закупать комплектующие на Чебоксарском заводе и в Южной Корее. Как и опасалась «Бирюса», уже в третьем квартале 2004-го сроки поставки были сорваны. Правда, компания составила график таким образом, что это не привело к остановке производства. К 2005 году завод закончил реконструкцию и возобновил производство комплектующих.

5. Горячий привет из Узбекистана.

В 2006 году британская Metal-Tech поссорилась с правительством Узбекистана. Англичане совместно с двумя местными государственными компаниями владеют «Узметалл технолоджи», который поставляет молибденовое сырье на принадлежащий Metal-Tech завод в этой стране. «Узметалл» прекратил снабжение завода, производство остановилось, что стоило Metal-Tech падения акций и двукратного снижения прибыли до налогообложения (с $29,6 млн в 2005 году до $14,3 млн в 2006-м). Проблемы с узбекскими властями англичанам не удалось решить до сих пор.

Секрет фирмы