09.06.2007

Шпорное решение. Шпаргалки превратились в один самых доходных видов издательского бизнеса

Сайты с ответами на экзаменационные вопросы попадают в десятку самых читаемых страничек в Интернете. В книжных магазинах не протолкнуться у полок с краткими пересказами классической литературы. Вездесущие спекулянты стоят почти у каждой станции метро с табличкой – «Продам решебник Шестакова». Бизнес на шпаргалках переживает сезонный бум.

Если раньше, чтобы списать на уроке, надо было всю ночь корпеть над учебниками, составляя «шпоры» и «бомбы», то нынешнему поколению выпускников школ и абитуриентов их можно просто купить. Впрочем, назвать решебники панацеей для ленивого ученика нельзя. Никаких проверок эти издания не проходят, а потому количество ошибок в них просто зашкаливает. А ведь на вступительных экзаменах в вуз одна неправильная запятая в цитате может стать фатальной.

Эксперты убеждены: не так страшно то, что студенты и школьники списывают, как то, что они подходят к этому процессу все менее ответственно. Написание шпаргалок – вещь, в сущности, полезная. Работает моторная память, и материал запоминается лучше. К тому же изготовление «шпор» сопряжено с поиском новой информации, что также улучшает качество подготовки. Но напечатанные полиграфическим способом готовые ответы, по мнению педагогов, – настоящая диверсия в системе образования, которая год от года приобретает все больший масштаб.

Сейчас же, по данным социологов, школьники используют решебники не для того, чтобы самостоятельно готовиться, а для того, чтобы быстро сдуть ответы на урок. Всего 36% учеников готовят домашние задания без подсказок. Более половины (58%) опрошенных школьников списывают домашние задания со страниц соответствующих сборников. Причем 30% из школяров-лентяев обращаются к помощи готовых домашних заданий регулярно, а 34% – время от времени, если не могут справиться с задачей собственными силами или им «просто лень».

Очередь за чужими знаниями

Отделы со шпаргалками в столичных магазинах «Библиоглобус» и «Педкнига» в канун вступительных экзаменов превращаются в настоящее поле боя. Уже к середине дня купить заветные ответы на экзаменационные задания для абитуриентов невозможно. Их можно найти разве что у перекупщиков. Правда, у них спасительные брошюры стоят в пять, а то и в десять раз дороже. За невероятно популярный решебник Шестакова просят аж 500 рублей, хотя в магазине тоненькую книжицу можно купить всего за 50.

Выпуск всевозможных решебников приносит огромную прибыль издательствам, убеждены эксперты. Тираж сборников ответов обычно составляет не менее 10 тыс. экземпляров. И это если не учитывать дополнительный тираж, который, как правило, не афишируется. Издатели нередко экономят на качестве бумаги и краске, справедливо рассчитывая, что дольше одного года решебником пользоваться никто не будет. К каждому новому задачнику, утвержденному Минобразования, моментально выпускается ответник. Если отпускная цена решебника объемом 70 страниц составляет максимум 30 рублей, то в магазине его дешевле чем за 150 уже не найти. «Рентабельность их составляет 500%, – рассказал «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Товар сезонный, так что где-то четыре-пять раз в год издательства получают потрясающие деньги. Спрос на решебники подогревается огромным количеством учебников и задачников, которые централизованно закупаются всеми школами страны».

Скачать зачет

Не меньший размах приобретает и бизнес на виртуальных шпаргалках. Несколько лет назад был создан сайт «решебник.ру», где несколько преподавателей вузов за определенную плату предлагают решить за студентов любую задачу или найти ответ на интересующий вопрос теста. В пору вступительных экзаменов сайт попадает в десятку самых посещаемых страничек российского Интернета. Минимальная цена за одно решение составляет 15 рублей. Чем труднее задача, тем выше стоимость ответа на нее. Минимальная сумма заказа составляет 100 рублей. На сайте оставляется заявка с задачей, сроками исполнения и контактами студента. После этого студент должен перевести деньги через «электронный кошелек», по телеграфу или почтой. И только после прохождения всех процедур готовое решение присылается на электронную почту.

«За день мы регистрируем около полутора тысяч уникальных посещений, – рассказал «НИ» руководитель проекта Дмитрий Роганов. – Студенты присылают нам свои задания и через некоторое время получают готовый ответ. Однако если студент не сдает зачет, используя наши решения, чаще всего виноват он сам. Нельзя просто прийти к профессору и кинуть на стол расчет. Нужно хотя бы немного знать предмет, уметь объяснить процесс решения задачи».

Эксперты убеждены: интернет-шпаргалки – просто рай для желающих подзаработать. За 2006 год в вузы поступили всего около 7,1 млн. студентов. И, если хотя бы 10–15% из них обратятся за подсказкой к сайтам, то речь может идти о сотнях миллионов рублей. И это только по одному предмету.

Тайное становится явным

Педагоги хватаются за голову: сегодня обленившиеся школьники и студенты не желают хотя бы творчески переработать готовые домашние задания. Ученик думает, покупая дорогой решебник, что за такие деньги тут точно все правильно, и спокойно копирует текст. «Я принесла на экзамен готовые ответы по алгебре. Сначала сама решили все примеры, потом начала проверять по книге, – поделилась с «НИ» ученица одной из московских школ Дарья Куликова. – В одном из примеров ответ не совпал, и я решила заменить свой вариант вариантом из шпаргалки. Но уже в классе выяснилось, что в решебник просто закралась ошибка, которая стоила мне четвертной оценки».

Все тайное рано или поздно станет явным, предупреждают педагоги. «Составители таких книг очень любят использовать литературные штампы и выражения, характерные для взрослого, образованного человека, – объяснила «НИ» учитель русского языка и литературы школы № 775 Оксана Прохорова. – В некачественных изданиях часто встречаются грубые ошибки, которые автоматически переносятся в тетрадь».

Алла Каренина и кровавый подбородок

Ошибок в готовых заданиях действительно великое множество. Составляют сборники сочинений и решенных задач нередко студенты первых курсов, уровень знаний и старания которых оставляют желать лучшего. Кроме того, готовые домашние задания выпускаются без методического и издательского контроля. «Решебники, сборники готовых домашних заданий и сочинений не проходят нашу экспертизу, потому что нет нормативного документа, определяющего эту процедуру, – сообщили «НИ» в пресс-службе Министерства образования и науки. – Отношения к образованию такие издания имеют мало, так что гарантировать достоверность предоставленной информации мы не можем».

Вот и встречаются в сочинениях перлы вроде «кровавого подбородка» вместо «подбоя» на плаще Понтия Пилата, «сверенное чудовище» вместо «свирепое», «Ночным светом и молвой они забыты» вместо «Но ныне светом…». Доходит до абсурда: в одном из готовых сочинений «Дубровский сношается с Машей через дупло».

Не отстают от сочинений и краткие пересказы произведений из обязательной программы по литературе. Герой в кратких пересказах нередко умирает раньше положенного срока. Анна Каренина становится Аллой Карелиной. Евгений Онегин, «приехав, застает дядю уже покойным». А в пересказанной «Анне Снегиной» Есенина «автор выходит с сеновала, смотрит на окружающую его величественную природу, вспоминает, что из-за войны на земле теперь столько «уродов и калек», чувствует несоответствие между этими двумя вещами».

Бесконтрольная контрольная

Ошибки в решебниках могут стать для ученика поистине судьбоносными, если речь идет о вступительных экзаменах в вуз. Так, например, на многих гуманитарных факультетах за ошибку в цитате снижают балл. И именно его потом не хватит, чтобы поступить на бюджетное отделение. Искать виноватого в этом случае бесполезно. «Если на книге не стоит гриф Министерства образования, то формально она не является учебником, – пояснил «НИ» юрист Сергей Шевченко. – И, если вдруг в ней находится ошибка, повлиявшая на оценку на экзамене, то ученик не сможет предъявить претензии автору такого учебного пособия или издательству. Автор книги заявит, что все содержащееся в ней – это его личное мнение, и будет прав».

Засилье решебников заставляет учителей соревноваться в изобретательности с учениками. В одной из московских школ учитель ОБЖ требует сдавать рефераты, написанные от руки. Логика ясна: хоть что-нибудь из переписанного текста, пусть даже он родом из Интернета, да запомнится. В другой школе учителя требуют читать рефераты по химии на скорость. Если ученик начинает запинаться, путаться и хохотать на фразе «гомополярная связь», значит, работу писал не сам. Кто-то устраивает мини-проверочные в начале каждого урока – по задумке педагогов, у самостоятельно выполнивших домашнее задание трудностей возникнуть не должно. А в ряде технических вузов написанную от руки шпаргалку просто отнимут, а за напечатанную удалят с экзамена.

Впрочем, эти меры вряд ли смогут полностью вытеснить готовые шпаргалки из учебного процесса. Эксперты убеждены: с каждым годом тиражи подобных изданий будут расти. Связано это с переходом на систему тестирования знаний в школах и институтах. Тесты меняются и дополняются едва ли не каждый год, так что ленивым и отстающим учащимся придется постоянно бегать за новыми версиями решебников.

В ГЕРМАНИИ ЗА ПОДСКАЗКИ МОЖНО УГОДИТЬ В ТЮРЬМУ
Недавно в Баварии состоялся судебный процесс, связанный с изготовлением хитроумных авторучек. На их поверхности находились еле видные правильные ответы на экзамен по теории автовождения. На скамье подсудимых оказался 49-летний выходец из России. Выяснилось, что до ареста предприимчивый иммигрант пытался распространить свои поделки и среди рыбаков-любителей, сдающих похожий экзамен. Тест содержит 1,6 тыс. сложных вопросов. Без сдачи этого экзамена в Баварии нельзя получить специальное удостоверение, открывающее дорогу к разрешенной для рыбной ловли реке или пруду. В школах, гимназиях и вузах ФРГ отношение к подобным шпаргалкам куда более демократичное. Здесь привыкли учиться ради собственного благополучного будущего, а не для оценки. Поэтому максимум, на что решаются ученики, это сверить результаты уже написанной контрольной с той таблицей, что имеется у преподавателя.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

ПОЛЯКИ РЕШИЛИ НЕ БОРОТЬСЯ С РЕШЕБНИКАМИ
Польские учителя бьют тревогу: уровень знаний учащихся средних школ постоянно падает. Проведенные в конце минувшего года исследования показали, что более 30% школьников не понимают того, что читают. По мнению педагогов, причина заключается в непродуманном заимствовании западноевропейской системы обучения и автоматическом переносе ее на польскую почву. Отучают от самостоятельного мышления, по мнению педагогов, наводнившие рынок учебники, дублирующие официально утвержденные министерством образования книги. В таких «дублерах» подается детальная схема решения задач, предлагаемых в официальных учебниках. Но бороться с такой проблемой, считают польские учителя, не имеет смысла – «в свободной стране живем!». С другой стороны, уверены педагоги, кто хочет учиться, тот будет, а кто – нет, того никаким образом не заставишь.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

Анна СЕМЕНОВА, Андрей ДОЛГИХ, Кирилл ШУЛЕЖКО, Анастасия ОРЛОВА

Новые Известия