06.06.2007

Сложная дружба. Джордж Буш попытается избежать скандала на саммите G8 000

Сегодня в немецком Хайлигендамме начинается саммит G8. Многие из его участников уже подготовились к тому, что основной его темой может стать вовсе не заявленное Ангелой Меркель изменение климата, а возобновление холодной войны. Между тем ожидаемого выяснения отношений между Москвой и Вашингтоном на саммите не будет. Все свои проблемы президенты России и США обсудят не в Хайлигендамме, а через месяц с глазу на глаз – во время визита Владимира Путина в США.
Ставка на выжидание
Вчерашнего выступления Джорджа Буша в Праге западная пресса ждала с огромным интересом. Ожидалось, что президент США наконец ответит на все прозвучавшие в последнее время выпады Москвы. Во-первых, пражская речь Джорджа Буша должна была стать первым его обширным выступлением после недавнего интервью Владимира Путина, в котором тот сказал много неприятного о США (Ъ публиковал стенограмму выступления президента РФ в понедельник). Кроме того, критика России ожидалась еще и потому, что свою речь Джордж Буш должен был произнести на конференции о демократии в мире, организованной экс-диссидентами Вацлавом Гавелом и Натаном Щаранским. Советник президента США по национальной безопасности Стивен Хедли по дороге в Прагу назвал последние заявления президента РФ "эскалацией риторики, которая не идет на пользу". Поэтому многие ждали, что Джордж Буш разовьет эту мысль.

Вопреки ожиданиям, уже первые заявления Джорджа Буша оказались весьма примирительными. "Никакой холодной войны нет. Она закончилась. Россия не враг нам",– отметил хозяин Белого дома во время встречи с чешским руководством. Почти столь же миролюбивым оказалась и программная речь президента США о демократии. В ней он повторил все свои излюбленные тезисы о важности и неизбежности свободы и демократии, правда, цитируя при этом Андрея Сахарова. По традиции он обратил весь свой гнев на исламский фундаментализм, обозначив именно его как главного врага США. Также объектом критики Джорджа Буша стала довольно абстрактная "тирания", примерами которой он назвал Брежнева, Хонеккера и Чаушеску, а также нынешние режимы Белоруссии, Бирмы, Кубы, Северной Кореи, Судана и Зимбабве. Кроме того, Джордж Буш похвалил за стремление к демократии Украину, Грузию, Киргизию и Йемен. Россию Джордж Буш причислил к одной группе с Китаем, назвав их странами, с которыми у США "сложная дружба". "В России реформы, которые некогда обещали наделить граждан правами, провалились, что негативно отразилось на демократическом развитии. Но возможность открыто говорить о наших разногласиях является частью хороших отношений. И мы продолжим выстраивать наши отношения",– заявил президент США.

В США речь Джорджа Буша восприняли как крайне осторожную. Источники Ъ объясняют подобный тон уверенностью Джорджа Буша в том, что ему удастся лично наладить отношения с Владимиром Путиным и устранить все проблемы. В течение ближайшего месяца президенты должны встретиться дважды – сегодня в Хайлигендамме, а затем в Кеннебанкпорте, в поместье Джорджа Буша-старшего. И именно на вторую встречу президент США возлагает основные надежды. "У нас еще будет прекрасная возможность продолжить консультации, когда два президента встретятся в Кеннебанкпорте в начале июля",– сказал журналистам по дороге в Прагу Стивен Хедли.


Смена взгляда
Как рассказывают источники Ъ в Вашингтоне, американская администрация была довольно сильно удивлена резким ухудшением отношений с Россией из-за системы ПРО, произошедшим в последние месяцы. Дело в том, что еще пару месяцев назад ситуация была совершенно иной. 28 марта Джордж Буш и Владимир Путин поговорили по телефону и обсудили планы США по размещению ПРО в Европе – американский президент предложил российскому коллеге сотрудничество. "Президент США Джордж Буш в телефонном разговоре с Владимиром Путиным выразил готовность детально обсуждать с Россией тему создания американской базы ПРО в Европе. Президент РФ в разговоре изложил мотивацию российской обеспокоенности в связи с планами США создать базу ПРО в Центральной Европе. В этой же связи была с удовлетворением воспринята выраженная президентом США готовность к детальному обсуждению этой темы с российской стороной, сотрудничеству в интересах общей безопасности",– сообщила тогда пресс-служба Кремля.

Как утверждают собеседники Ъ, "президенты Путин и Буш не стали тревожить общественность сообщением о том, что российский президент предложил своему американскому коллеге тесное и плотное сотрудничество по ПРО на 'старом континенте', которое было принято с большим удовлетворением". Подтверждением информации американских источников стала статья под названием "Щит и меч", опубликованная в газете International Herald Tribune 10 апреля 2007 года председателем комитета по международным делам Госдумы РФ Константином Косачевым. "У России есть все основания быть заинтересованной в тесном сотрудничестве в создании евразийских систем противоракетной обороны. Наши идеи по поводу создания совместной системы безопасности с участием ЕС и России остаются в силе. Нет нужды говорить, что мы также готовы обсуждать любые другие идеи сотрудничества, включая ту, которая обсуждалась в телефонном разговоре Владимира Путина и Джорджа Буша 28 марта",– говорилось в статье.

После многообещающего телефонного разговора с Владимиром Путиным, по данным источников Ъ, Джордж Буш поручил главе Пентагона подготовить предложения по совместной работе с Россией. Госдеп в лице Кондолизы Райс и ее заместителя по Европе Дэниэла Фрида должен был осуществлять дипломатическую поддержку, а именно провести соответствующие переговоры с Чехией, Польшей и председательствующей в ЕС Германией.

Визит министра обороны США Роберта Гейтса в Москву 23 и 24 апреля, по утверждению источников Ъ, близких к Белому дому, также прошел крайне успешно. "Мне кажется, что мы сделали значительные шаги по преодолению некоторого непонимания относительно технических параметров системы (ПРО.– Ъ), которые беспокоили русских,– заявил в Москве Роберт Гейтс.– США хотели бы видеть Россию партнером в процессе (создания ПРО.– Ъ). Мы думаем, что для обеих сторон существуют реальные возможности, которые потребуют от нас открытости, к которой мы готовы". Более того, по его словам, обсуждение плана партнерства по созданию ПРО, предложенного НАТО и России, "превзошло все возможные ожидания". Впоследствии замгоссекретаря США Дэниэл Фрид признался, что Роберт Гейтс привозил в Москву конкретные предложения о совместном техническом сотрудничестве по созданию системы ПРО.

Наконец, 27 апреля с Владимиром Путиным встречался приезжавший в Москву с особой миссией Генри Киссинджер. Президент РФ тогда решил создать совместную рабочую группу "Россия–США: взгляд в будущее", которую возглавили Генри Киссинджер и Евгений Примаков. Однако, как заявляют источники Ъ в Вашингтоне, уже несколько дней спустя взгляд Кремля в будущее неожиданно изменился.

"Изменение во взглядах на сотрудничество с США по ПРО в Кремле произошло где-то в самом начале мая. Часть окружения президента России смогла убедить Владимира Путина в том, что предложениям США доверять нельзя. С этого момента,– считает собеседник Ъ, близкий к американской администрации,– Кремль начал делать заявления, которые сильно удивили Белый дом". Однако на все резкие слова Владимира Путина Вашингтон предпочитал никак не реагировать. Белый дом довольно спокойно отнесся и к речи российского президента на параде 9 Мая, где тот завуалированно провел параллель между политикой США и Третьего рейха, и к недавним словам об "американском империализме", и к обвинению в том, что США возобновляют гонку вооружений. По информации источников Ъ, осторожность в высказываниях официальных лиц администрации США связана с тем, что "президент Буш считает себя способным убедить Владимира Путина вернуться к предложениям, которые российский президент озвучил 28 марта".


В ожидании скандала
Несмотря на желание Джорджа Буша не обсуждать российско-американские проблемы в Хайлигендамме, а отложить их до Кеннебанкпорта, начинающийся сегодня саммит все же может стать одной из самых неприятных встреч "восьмерки" для российского президента. От темы возобновления холодной войны Владимиру Путину все равно не уйти.

Вчера на позицию России в отношении ПРО и ДОВСЕ обрушилось руководство НАТО. В распространенном заявлении блока говорится, что Россия не имеет права объявлять мораторий на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, поскольку "в договоре нет положения, которое позволило бы в одностороннем порядке" выйти из него. Кроме того, официальный представитель НАТО заявил, что слова Владимира Путина о нацеливании российских ракет на объекты в Европе являются "не приносящими пользу и недоброжелательными". Шесть из семи коллег Владимира Путина по G8 являются лидерами стран–членов НАТО. Двое из них фактически уже выразили готовность обсудить с Владимиром Путиным возникшие проблемы. Одним из них будет новый президент Франции Никола Саркози, обещавший "откровенно поговорить" с российским коллегой.

Кроме того, с Владимиром Путиным хочет поговорить о наболевшем и британский премьер Тони Блэр. На Даунинг-стрит, 10 с крайним раздражением восприняли слова российского президента о том, что запрос о выдаче Андрея Лугового являлся "глупостью" британских правоохранительных органов. "К убийству мы можем относиться как угодно, но не как к глупости. К убийствам мы относимся очень серьезно",– заявил официальный представитель Тони Блэра. Для него нынешний саммит G8 является последним в карьере – он уходит в отставку уже через три недели, поэтому, очевидно, в Хайлигендамме ему представится последняя возможность выяснить отношения с Владимиром Путиным. Впрочем, не факт, что господину Блэру это удастся. По данным Ъ, в графике личных встреч российского президента значатся переговоры с глазу на глаз с Джорджем Бушем, Ангелой Меркель, Никола Саркози, Синдзо Абэ, Стивеном Харпером, а также гостями саммита – лидерами Китая, Мексики, Ганы и генсеком ООН. Свидания с Тони Блэром, несмотря на настойчивые предложения Лондона, в графике пока нет.

Наконец, причиной еще одного неприятного столкновения между российским лидером и его коллегами на саммите может стать тема Косово. Она заявлена в повестке дня в рамках обсуждения региональных конфликтов. Причем содокладчиками по ней являются как раз Владимир Путин и итальянский премьер Романо Проди. Лидеры "восьмерки", возможно, попытаются сообща надавить на российского президента и потребовать от него согласия с грядущей независимостью края. В этом случае саммит "восьмерки", традиционно являющийся чинным и благообразным клубом, обернется скандалом. Впрочем, в этот раз публика так сильно ждет скандала и так уверена в его неизбежности, что он просто должен произойти – не по одному поводу, так по другому.

МИХАИЛ Ъ-ЗЫГАРЬ; ДМИТРИЙ Ъ-СИДОРОВ, Вашингтон



правила игры

Юридические аспекты моратория на исполнение ДОВСЕ
Ни в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанном 19 ноября 1990 года в Париже, ни в Соглашении об адаптации ДОВСЕ, подписанном 19 ноября 1999 года в Стамбуле, не упоминается возможность введения страной-участницей моратория на исполнение данного документа. В статье XIX ДОВСЕ указано, что государство-участник имеет право выйти из договора в двух случаях: если оно решит, что поставлены под угрозу "его высшие интересы", или если другое государство-участник превысит установленные ДОВСЕ квоты вооружений "в таких пропорциях, которые представляют очевидную угрозу балансу сил в пределах района применения". После этого депозитарий договора (Нидерланды) в течение 21 дня созывает конференцию государств-участников для рассмотрения данного вопроса.

Однако адаптированный ДОВСЕ вступит в силу только через десять дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-участниками. К настоящему времени соглашение ратифицировали лишь 4 страны (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина) из 30 подписавших, и поэтому документ не является действующим. В то же время в статье 31 федерального закона РФ "О международных договорах" указано: "Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели". В статье 37 этого же документа указано, что прекращение и приостановление действия международных договоров оформляется федеральным законом. Однако "в случаях, требующих принятия безотлагательных мер" действие международного договора может быть приостановлено президентом "с обязательным незамедлительным информированием Совета федерации и Государственной думы и внесением в Думу проекта соответствующего федерального закона". Особо отмечено, что в период приостановления действия международного договора органы государственной власти РФ "воздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора".

Президент РФ Владимир Путин объявил о введении моратория на исполнение ДОВСЕ в послании Федеральному собранию 26 апреля 2007 года. Однако никаких законопроектов по этому поводу в парламент до сих пор не внесено.




КоммерсантЪ