05.06.2007

Банки втерлись в доверие. Standard & Poor’s повысило степень надежности российских банков – эксперты перевели российскую банковскую систему из 9-й группы в 8-ю

Standard & Poor’s повысило степень надежности российских банков Иностранцы стали больше доверять российским банкам. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s перевело банковскую систему России из группы 9 в группу 8, пересмотрев отраслевые и страновые риски. Но, несмотря на положительные тенденции в развитии сектора, есть над чем работать – недостаточная политическая воля и сопротивление влиятельных групп интересов тормозят банковскую реформу.

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s поверило в надежность российских банков. Пересмотрев страновые и отраслевые риски, S & P перевело банковскую систему России из группы 9 в группу 8. Эксперты агентства пересмотрели также прогноз уровня просроченных кредитов в случае реализации «реалистичного сценария экономической рецессии» с 50–70 до 35–50%.

«Инвесторы постепенно привыкают к российским банкам – это хороший знак, хотя до группы, которая у S & P обозначена «1», еще очень далеко » По словам кредитного аналитика S & P Екатерины Трофимовой, основанием для переоценки стали устойчиво высокий рост экономики и ряд других позитивных макроэкономических изменений в России. «Это способствовало понижению пока высоких кредитных и бизнес-рисков в национальном банковском секторе», – объяснила госпожа Трофимова.

«Эксперты агентства постоянно мониторят рейтингуемые банки, при этом в обязательной форме учитываются страновые и отраслевые риски. Банковские системы разных стран ранжируются по 10 группам, что отражает оценку относительных уровней риска», – рассказала Екатерина Трофимова газете ВЗГЛЯД.

Из других стран в группу 8 входят Аргентина, Египет, Индонезия, Казахстан, Филиппины и Румыния. Из стран, чей ожидаемый уровень просроченной задолженности оценивается в 35–50%, эксперты называют Таиланд, Китай, Индонезию, Казахстан и Румынию.

По словам Екатерины Трофимовой, решение о переводе из одной группы в другую принимается под влиянием нескольких факторов. «Это комплексная экспертная оценка. Кроме того, изменение какого-то отдельного коэффициента в течение одного дня не отражает устойчивости изменений, нужно время, чтобы удостовериться в наличии тренда», – говорит Екатерина Трофимова.

Несмотря на позитивные тенденции, уровень рисков в банковском секторе по-прежнему выше, чем на других сопоставимых рынках.

По словам Екатерины Трофимовой, это объясняется «слабостью правовой и надзорной систем России, недостаточной прозрачностью акционерных структур банков и компаний, а также высокой, хотя и постепенно снижающейся, концентрацией кредитного портфеля, ресурсной базы и доходов банков на отдельных контрагентах».

Основанием для перевода в еще более надежную группу будет динамика банковской реформы и позитивные изменения в российской экономике.

В официальном сообщении S & P говорится о недостаточной политической воле к исправлению серьезных недостатков и значительном сопротивлении со стороны «влиятельных групп интересов», из-за которых банковская реформа продвигается «по-прежнему неуверенно».

«До сих пор не раскрытое убийство Андрея Козлова, одного из ключевых руководителей Центрального банка, в сентябре 2006 года – серьезный удар по процессу реформ: за это направление отвечал господин Козлов, и здесь уже был достигнут определенный прогресс. Для продолжения процесса реформирования необходима значительная политическая воля», – настаивают эксперты S & P.

«На позитивные признаки развития российской банковской системы рейтинговые агентства уже обращали внимание, – говорит аналитик ИК Financial Bridge Ольга Шкред. – Хотя темпы роста капитализации по-прежнему невысоки, в этом году прошли два крупных IPO государственных банков, о намерении выйти на биржу в следующем году заявили несколько банков, в частности «Зенит» и «Юниаструм».

«Инвесторы постепенно привыкают к российским банкам – это хороший знак. Хотя до группы, которая у S & P обозначена «1», еще очень далеко», – добавила Ольга Шкред.

Екатерина Геращенко

Взгляд