05.06.2007

Интервью: Вадим Швецов, гендиректор "Северсталь-авто": "Мы доросли в своем развитии до этапа, когда стал необходим собственный брэнд"



На вопросы B&FM отвечает приглашенный редактор, генеральный директор "Северсталь-авто" Вадим Швецов.

B&FM: Весной вы подписали протокол о намерениях по созданию СП с Isuzu по производству грузовиков на Ульяновском заводе. Когда будет подписан окончательный договор?

ВАДИМ ШВЕЦОВ: Мы готовимся подписать документы в июле этого года - ключевые аспекты согласованы, остались сугубо технические вопросы. В рамках СП мы планируем начать производство полной линейки коммерческих автомобилей Isuzu грузоподъемностью от 1,5 до 2 тонн и к 2012 году выйти на объем, превышающий 20 тыс. в год. Уже в ближайшее время будет создана совместная инженерно-конструкторская группа, которая займется адаптацией и разработкой модифицированных версий грузовиков Isuzu специально под потребности российского рынка. Помимо организации полного цикла производства грузовиков Isuzu в России мы намерены локализовать сборку дизельных двигателей.

B&FM: Когда может начаться производство двигателей на ЗМЗ в рамках СП с Fiat Powertrain Technologies?

ВШ: Сейчас мы совместно с Fiat Powertrain Technologies заканчиваем разработку бизнес-плана по этому проекту - здесь много аспектов, которые необходимо учесть, потому что это будет не просто сборка двигателя, но и мехобработка базовых деталей. С обеих сторон есть желание ускорить сроки реализации, чтобы начать производство уже в первой половине следующего года.

B&FM: Помимо новых производственных проектов вы объявили о создании собственной дилерской сети. Как планируете ее развивать?

ВШ: На первом этапе собираемся создать 16 дилерских центров в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас активно ведем работу по поиску площадок для размещения будущих центров, по подготовке к строительству.
В компанию, которая будет осуществлять строительство центров, мы планируем привлечь финансового соинвестора, компания, управляющая сетью, будет целиком принадлежать нам. Вслед за Москвой и Петербургом мы, скорее всего, самым активным образом пойдем в регионы, где видим большой потенциал роста продаж и отсутствие сетей, предлагающих высокий уровень сервиса.

B&FM: Какое направление будет ключевым для вашей компании в ближайшее время?

ВШ: Ключевыми для нас будут проекты по развитию производства коммерческих автомобилей - Fiat Ducato и Isuzu, а также внедорожников. Ту линейку, которую мы производим, сейчас надеемся дополнить новой моделью паркетного внедорожника в ценовой категории до $25 тыс. Эта модель будет разработана в партнерстве с международным производителем с учетом потребностей российского рынка.
Конечно, приоритетным направлением для нас станет локализация компонентной базы - в этом мы видим наше конкурентное преимущество.
Мы приобрели дополнительные производственные площади в ОЭЗ "Алабуга", непосредственно примыкающие к автосборочному производству Fiat Ducato. На этой площадке начинает активно развиваться парк поставщиков автокомпонентов.
Здесь будет организовано штамповочное производство, производство пластиковых деталей, сидений, подвесок и выхлопных систем. Эти проекты мы будем развивать с ведущими мировыми поставщиками компонентов - итальянскими Magnetti Marelli и Ergom, корейской DaeWon и немецкой Esrenhausen. Компонентные проекты будут запущены уже с начала следующего года.

B&FM: В начале года вы выкупили акции компании у Алексея Мордашова. Повлечет ли это за собой какие-то изменения в развитии компании?

ВШ: Как таковая покупка акций для меня лично ничего особенно не изменила - я уже давно сконцентрировал усилия и амбиции на развитии автомобильного бизнеса. Просто моя мотивация как топ-менеджера "Северсталь-авто" еще больше возросла. Интереснее другое: сейчас мы как компания переживаем важный этап эволюции нашей стратегии. Раньше мы упирали на то, что являемся самой операционно эффективной компанией в российском автопроме. И, очевидно, достигли определенных результатов в этом направлении. Но в долгосрочной перспективе только этот фактор не сможет обеспечить нам конкурентных преимуществ на российском рынке. Поэтому теперь наша цель - создать полноценную клиентоориентированную компанию, чтобы угадывать будущие потребности клиентов, а предлагая машину, одновременно обеспечивать самую комфортную форму владения автомобилем. Тогда наша уникальность для клиентов будет заключаться в том, что мы сможем наиболее полно покрывать запросы и соответствовать ожиданиям, контролируя все факторы, влияющие на восприятие и удовлетворенность автомобилем: от разработки и производства продукта до его продажи и послепродажного обслуживания. Именно поэтому мы стали заниматься развитием собственной сети, а в перспективе, очевидно, займемся собственным финансовым сервисом и логистикой.

B&FM: Итоги работы компании в 2006 году превзошли все прогнозы аналитиков.
Собрание акционеров одобрило выплату высоких дивидендов. Каковы прогнозы на 2007 год?

ВШ: Я не вижу причин, по которым мы не можем продолжать расти. Проекты, которые реализует компания, позволяют нам рассчитывать на дальнейшую положительную динамику выручки и прибыли. Дивиденды будут зависеть от наших финансовых результатов и инвестиционных потребностей компании, но в принципе мы и в дальнейшем намерены ориентироваться на тот же уровень дивидендной доходности, который "Северсталь-авто" представляет в последние три года.

B&FM: Когда будет размещен облигационный заем на 3 млрд руб., одобренный советом директоров? На что будут направлены средства от размещения и на какую доходность вы рассчитываете?

ВШ: Размещение ожидается в июле этого года. Средства будут направлены на реализацию наших инвестиционных проектов в особой экономической зоне "Алабуга", а также проекта по развитию дилерской сети.
Мы рассчитываем примерно на тот же уровень доходности, что и по существующему облигационному займу- это примерно 8% годовых. Рынок рублевых облигаций сейчас достаточно интересен, но облигационный заем - не единственный источник, у нас достаточно сбалансированная структура финансирования, включающая в том числе кредиты под гарантии иностранных экспортных агентств, которые мы привлекаем, в частности, для приобретения оборудования под новые проекты.

B&FM: Большинство инвесткомпаний дает положительные рекомендации по акциям "Северсталь-авто". Устраивает ли вас, как торгуются ваши бумаги в России? Не планируете ли сокращать free-float или выходить на зарубежные рынки?

ВШ: Я доволен тем, что ликвидность наших акций постоянно растет, и рост акций опережает рост индекса РТС. Надеюсь, что стратегия компании, проекты, которые мы реализуем, и результаты, которые демонстрирует компания, позволят продолжить этот рост. Что касается free-float, пока планов по его сокращению нет, точно так же мы пока не видим необходимости в выходе на зарубежные биржи.

B&FM: Вы планируете провести ребрэндинг "Северстальавто". Почему возникла такая необходимость?

ВШ: Мы просто доросли в своем развитии до того этапа, когда стал необходим собственный брэнд. Мы уже не просто некая производственная компания, объединяющая два актива, как это было вначале. У нас появилась масса проектов помимо производства, мы являемся дистрибуторами иностранных автомобилей в России - управляем целым портфелем брэндов, а теперь еще строим собственную сеть и параллельно думаем о развитии новых продуктов.
Новый брэнд должен помочь нам эффективнее продвигать эти проекты, и если удастся обеспечить лояльность потребителя, мы получим колоссальный синергетический эффект за счет распространения нового зонтичного брэнда на все направления нашей работы. Чтобы общаться и строить отношения с потребителем, нам, конечно, нужен сильный брэнд.


Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»