01.06.2007

Осмысленный проект затерялся в кабинетах правительства. В Госдуму поступил "бессмысленный проект" мегарегулятора финансового рынка

график Руководители - регуляторы рынка ценных бумаг сменяют друг друга, а идея создания мегарегулятора, власть которого распространялась бы на все финансовые секторы рынка, так и остается нереализованной. Уже покинул пост главы ФСФР автор идеи Олег Вьюгин. А проект - уже изрядно скорректированный после разгрома на заседании правительства в прошлом году - все еще согласовывается в кабинетах министерств. Между тем сейчас такой орган как никогда был бы востребован временем и рынком. На фоне согласований реального проекта в Госдуме готовятся рассматривать проект нереальный.

29 мая депутат Валерий Зубов внес на рассмотрение в Государственную думу законопроект, предусматривающий отказ от «секторального» регулирования и создание единого регулятора для игроков любых финансовых рынков. Валерий Зубов внес закон в правительство еще прошлой осенью. И уже тогда основными заинтересованными сторонами высказывались серьезные сомнения в его перспективах. Тогдашний глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин сразу сказал, что проект не пройдет в Госдуме даже первого чтения. Возможно, он надеялся, что межведомственная рабочая группа, которая должна принять окончательное решение по судьбе законопроекта, не согласится с заключением правительства. Впрочем, у законодателей поступок депутата вызвал недоумение. «Это бессмысленный законопроект, технически реализовать который невозможно. Никаких шансов на прохождение у него нет», - прокомментировал ситуацию первый зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. Тем не менее проект интересен тем, что позволяет внимательно рассмотреть аргументы правительства, которое подготовило отрицательное заключение на него. Дело в том, что многие положения "зубовского проекта" соответствуют положениям и нормам проекта ФСФР.

Такому органу места в системе власти нет

Такой федеральный орган «не находит своего места в системе органов государственной власти РФ», предусмотренной Конституцией, отмечается в заключении. Правительство не устраивает предполагаемый статус мегарегулятора. Он реализует свои полномочия независимо от правительства, что также противоречит Конституции, согласно которой в России независимо действуют только Центробанк, суды и прокуратура. Кроме того, сама предлагаемая структура регулятора чрезвычайно сложна и явно раздута. Она включает в себя дирекцию, исполнительного директора, центральный исполнительный аппарат, внутреннего аудитора, исполнительные аппараты территориальных органов, а также три коллегии - уполномоченных наблюдателей, профессиональных сообществ и потребителей финансовых услуг. Эффективность управления такой структурой вызывает у правительства большие сомнения.

Кроме того, проект предусматривает формирование высшего органа управления регулятора на равных началах из представителей государства, профессиональных сообществ и сообщества потребителей финансовых услуг, «то есть тех, в отношении кого регулятор осуществляет регулятивную и надзорную деятельность». Правительство считает, что подобная структура неизбежно приведет к конфликту интересов. Тем более что финансировать структуру тоже предполагается из нескольких источников. Половину денег даст бюджет, из которого придут средства, выделяемые сейчас Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) и Федеральной службе страхового надзора. В прошлом году они получили оттуда около 931 млн рублей. Еще столько же должны будут перечислять участники рынка в виде целевых взносов. Подобные взносы обладают признаками налогов и сборов и должны регулироваться налоговым законодательством, а не устанавливаться самим регулятором, заключает правительство. К тому же нетрудно представить, что, платя деньги на содержание, рынок окажется перед искушением получать за свои деньги максимум лояльности и превратит регулятора в «карманную структуру».

Рано или поздно мегарегулятор создавать придется

Сам вопрос создания мегарегулятора актуален уже много лет, в первую очередь благодаря тому, что его функции предлагается расширить за счет передачи полномочий Центробанка в области банковского надзора. Об этом говорилось еще во времена предшественницы ФСФР Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, и этому всегда категорически противился Банк России. Кроме того, появление мегарегулятора на основе ФСФР было одной из стратегических задач, которую ставил перед собой и своим ведомством в момент его создания Олег Вьюгин. При этом он подчеркивал, что в своем нынешнем состоянии служба не может взять на себя функции мегарегулятора, поскольку тот обладает гораздо большими функциями, а у его ведомства нет ни соответствующего бюджета, ни достаточного количества подготовленных кадров. Однако он неоднократно говорил, что рано или поздно такой институт будет создан. В марте нынешнего года ФСФР даже собиралась вносить в правительство доклад с описанием структуры и деятельности регуляторов финансовых рынков разных стран. Ожидалось, что в этом докладе правительство сможет отыскать пример, применимый и в России. Однако доклад до сих пор так и не внесен. Олег Вьюгин объявил, что покидает службу, а возглавивший ФСФР Владимир Миловидов пока еще только входит в курс дел. Кстати, в качестве одной из возможных причин недавнего ухода Олега Вьюгина с поста главы службы называлось как раз то, что у его преемника будет больше шансов добиться успеха в вопросе создания мегарегулятора. Вопрос только в том, что это будет за регулятор и насколько реально он сможет определять баланс интересов на рынке после столь тщательной шлифовки в кабинетах правительства.

31.05.2007 / ЕВГЕНИЙ МАЗИН

Газета