22.05.2007

Антипод риэлтера

Игроки перенасыщенного рынка риэлтерских услуг решили продавать даже то, что никто и не думал выставлять на продажу. Reverse real estate -- «перевернутая недвижимость» -- стала для отрасли новой великой идеей. Текст: Анастасия Джмухадзе

«Благодаря новой системе покупатель и продавец находят друг друга за считанные минуты,-- говорит CEO финской компании Igglo Микко Ранин.-- А наши комиссионные примерно на 50% ниже, чем в среднем по рынку».

Считается, что финны первыми открыли новый подход в real estate, который сегодня стремительно распространяется по всему миру. В феврале 2006 года сын финского актера Микко Ранин и основатель медиаагентства Юсси Нурмио открыли компанию, ни в чем не похожую на обычное агентство недвижимости. Для начала они сфотографировали все дома в Хельсинки, а базу данных разместили в интернете, связав ее со спутниковой системой Google Earth. Теперь каждый пользователь Igglo может выбрать дом, просто пометив, что именно тут ему хотелось бы жить. Не факт, что владелец уже готов продавать -- но если такая мысль у него возникнет, то он сможет сразу выйти на потенциального клиента.

За год компания Igglo стала третьей по величине в Хельсинки, сейчас у нее более ста сотрудников в Финляндии и около тридцати в новом филиале в Осло, а сайт посещают в среднем 50 тыс. пользователей в неделю. Осенью прошлого года венчурная компания Benchmark Capital Europe, известная поддержкой такого именитого стартапа, как eBay, заявила о решении вложить в Igglo 12,5 млн евро, чтобы ускорить экспансию в Европу. Вслед за финнами системы подбора недвижимости «наоборот» открыли британская Blockhunter, голландская Elkhuistekoop и американская BuyerHunt. Последняя специализируется на работе с агентами по недвижимости. «Вы просто сидите и ждете, пока продавцы вас сами найдут, а после этого берете клиента за руку и ведете на место, получая за это процент. Хорошая работа, не правда ли?» -- говорит один из основателей BuyerHunt Филип Микал.

«Как быстрее всего попасть на хайвей из моего района? Что этот грузовик делает в моем квартале? -- спрашивает CEO американской компании Zillow Рич Бартон, описывая бизнес-модель агентства.-- Разговор начинается с вопросов, и вот наш способ завести разговор». На сайте Zillow любой может послать запрос и получить перечень близлежащих домов с ценами на них. В базе компании, запустившей сайт в начале 2006 года, сейчас более 70 млн домов в США.

Один из ударных сервисов Zillow -- Make Me Move («Заставь меня переехать»). Смысл в том, что владелец недвижимости может назначить цену и «условно» выставить на сайт свой дом или квартиру, даже если на самом деле не собирается никуда переезжать. Как считают создатели, «магия цифр, которой нельзя противостоять», такова, что, получив отклик от покупателя, многие задумываются о продаже уже всерьез. Эффективность кнопки Make Me Move в частности и самой системы «риэлтерства наоборот» оказалась такова, что только за первые полгода существования компания выросла на $25 млн, а ее капитализация достигала $57 млн. Сегодня Zillow посещают до 4 млн уникальных пользователей в месяц. Благодаря все время расширяющемуся охвату и новым функциям эта цифра, как считает руководство компании, будет только расти.

Секрет фирмы