14.05.2007

Производители отказываются содержать ГМО. Тотальная сертификация, на которой настаивают чиновники, может привести к росту цен

Как стало известно Ъ, производители продуктов питания и напитков пожаловались в департамент потребрынка правительства Москвы, что добровольная сертификация на отсутствие генно-модифицированных организмов (ГМО) в продуктах превращается в обязательную. С 1 июля производители могут добровольно размещать на упаковках надпись "Не содержит ГМО!", но, по их словам, ритейлеры уже заявили о нежелании продавать продукцию без этой надписи. Сертификация продуктов может привести к их удорожанию на 0,5-15%, подсчитали эксперты.

Представители десяти ассоциаций, включая Российский союз производителей соков, ассоциацию кондитеров "Асконд", Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции, 24 апреля направили мэру Москвы Юрию Лужкову письмо, в котором пожаловались, что маркировка об отсутствии ГМО становится обязательной (копия письма имеется в распоряжении Ъ). Между тем в обязательном порядке по закону "О защите прав потребителей" сейчас фиксируется только наличие ГМО в продукте. Введение региональной марки качества "Не содержит ГМО!" предусмотрено постановлением столичного правительства #88-ПП "О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей в Москве" от 13 февраля 2007 года. Согласно этому документу, с 1 июля 2007 года производители продукции в добровольном порядке могут проходить сертификацию в подведомственных лабораториях. Ответственность за выдачу разрешений на марку возложена на департамент потребительского рынка и услуг. Под эту программу правительством города уже выделено 50 млн руб. бюджетных средств, которые должны пойти на закупку оборудования для лабораторий. Планируется, что проверку будут осуществлять 16 лабораторий, список которых окончательно утвердят 22 мая.

"Мы получили письма от ряда крупнейших продовольственных сетей, в частности от 'Пятерочки' и 'Седьмого континента', которые 'настоятельно рекомендуют' при осуществлении с 15 июня поставок продуктов в магазины обеспечить наличие этой марки",– рассказал директор департамента по связям с общественностью концерна "Юнилевер" Денис Гуренович. Пресс-служба "Седьмого континента" вчера объяснила, что "сеть стремится предоставлять покупателям товары и услуги самого высокого качества, а информирование о продукте является одним из стандартных критериев качественного обслуживания".

Другой столичный ритейлер признался Ъ, что в апреле руководители всех московских магазинов получили письмо, подписанное замруководителя департамента потребительского рынка города Анатолием Кочетковым (документ имеется в распоряжении Ъ), в котором говорится: "В случае выявления нарушений в информировании потребителей поставщики и ваше предприятие будут внесены в реестр недобросовестных продавцов, широкая информация о которых будет размещена в СМИ". В письме также обещаны соответствующие проверки "начиная с третьего квартала". "У правительства Москвы достаточно ресурсов для того, чтобы повлиять и на сети, и на производителей",– жалуется исполнительный директор "Русбрэнда" Алексей Поповичев. По мнению производителей, основными лоббистами тотальной маркировки стали производитель оборудования для лабораторий "Инновационная корпорация 'Биозащита'" и российская ассоциация "Биологическая, экологическая и продовольственная безопасность". "Эта ассоциация – единственная организация, вошедшая в комиссию по выдаче разрешений на маркировку пищевых продуктов, не содержащих ГМО",– говорит Алексей Поповичев. Президент ассоциации Игорь Митрохин настаивает, что получение марки остается "делом сугубо добровольным". "Постановление столичного правительства не содержит списка товаров, к которым должна применяться система маркировки,– сетует глава Ассоциации производителей кофе Игорь Макурин.– Это означает, что под его действие попадают все продукты, даже те, которые априори не могут содержать ГМО,– рыба, питьевая вода".

По словам руководителя департамента по связям с общественностью "Бунге СНГ" Кирилла Болматова, затраты на получение маркировки только для одной товарной позиции составят 1,5 тыс. руб. По его словам, число таких позиций у производителей может достигать 1000. А по подсчетам КонфОП, если проверку пройдет только 50 тыс. товарных позиций (средняя ассортиментная линейка одного супермаркета), это обойдется всем поставщикам в 90 млн руб. "Нововведение обойдется дороже тем компаниям, чья продукция реализуется в основном в Московском регионе",– говорит Кирилл Болматов. По его словам, если для компаний с годовым оборотом от $500 млн увеличение цен может составить 0,5-2%, то для компаний с годовой выручкой $200 млн уже до 10-15%. "Если подобную практику пополнения бюджета примут на вооружение все остальные 88 субъектов федерации, затраты производителей увеличатся в разы",– констатирует Алексей Поповичев.

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА

КоммерсантЪ