27.04.2007

Недетский рост. Российские производители соков и молока выбрали общее направление диверсификации бизнеса - детское питание

Все они утверждают, что этот сегмент рынка развивается самыми стремительными темпами. Уже через два года его объем может превысить $1,1 млрд.
Лидерство на российском рынке детского питания, по данным аналитиков, завоевала швейцарская компания Nestle. Тем не менее, заняв значительную долю рынка детского питания, компания продолжает искать возможности для роста.
На прошлой неделе Nestle объявила о покупке у Novartis компании по производству детского питания Gerber за $5 млрд. Это приобретение прежде всего поможет швейцарцам завоевать лидерство на американском рынке детского питания. Но и в России Nestle получит дополнительные баллы в премиальном сегменте рынка.
После этой сделки она сможет еще увеличить отрыв от своего главного конкурента на российском рынке- голландской компании Nutricia.
Она же плотно обосновалась в России: в 1995 году Nutricia приобрела завод по производству детского питания в городе Истре Московской области, где выпускает детские молочные смеси и детские каши.
Пока, по данным компании Euromonitor, Nestle занимает 11% рынка, а Nutricia - 10%.
Доли же российских игроков, по оценкам аналитиков, колеблются в районе 5%. Однако их планы не менее амбициозны. Основным российским конкурентом западных крупных компаний на отечественном рынке выступает компания "Нутритек". Начав свою деятельность в 1990 году, компания закрепилась среди лидеров, а в некоторых сегментах рынка детского питания даже опередила признанного фаворита Nestle. Наибольшая активность "Нутритека" началась в 2004 году, после продажи топ-менеджерами своих акций инвестиционному фонду Marshall Milk Investments. В частности, в 2006 году рост выручки компании составил 50%.
Теперь "Нутритек" расширяет свою деятельность за пределами России. Компания готовится к первичному размещению акций, в результате которого планирует привлечь $150-200 млн. Эти средства компания намерена направить на развитие проекта в Юго-Восточной Азии, предполагающего создание производства и развитие дистрибуции в Юго-Восточной Азии, включая производство сухого молока, цельномолочных продуктов и масла в Новой Зеландии, детскогопитания в Китае и строительство упаковочного центра в Сингапуре. В настоящее время проект находится на этапе запуска. У компании уже есть три совместных предприятия в Китае, в которых 70-75% долей принадлежит "Нутритеку", а оставшиеся доли - местным партнерам.
Остальные российские компании не ведут столь активной деятельности за рубежом и предпочитают осваивать местный рынок. Компания "Юнимилк", изначально развивавшаяся на рынке молочных продуктов, в 1998 году начала выпуск детского питания под маркой "Тема". Сегодня менеджмент компании подчеркивает, что производство детских молочных продуктов под торговой маркой "Тема" является одним из приоритетных направлений компании. В рамках реализации этой стратегии в минувшие два года были приобретены мощности по производству продуктов детского молочного питания. В прошлом году компания усилила свой "детский" портфель, купив марку "Тип-топ" и заключив стратегическое соглашение по дистрибуции торговой марки "Тихорецкая".
Основной конкурент "Юнимилка" на молочном рынке- компания "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания" (ВБД) также озаботилась расширением линейки детского питания. Уже по итогам 2006 года рост продаж в этом направлении бизнеса составил 33%, а по оценкам аналитиков, он приносит 6,5% от общего объема выручки ВБД и дает 8% маржи. "Мы считаем, что рынок детского питания будет стремительно развиваться, расширяясь и в новые продуктовые ниши, и в новые регионы",- отмечает председатель правления компании Тони Майер. Чтобы не упустить возможности на этом растущем направлении, в ВБД пригласили нового менеджера- в марте этого года руководителем направления "Детское питание" стал экс-глава российского представительства Dirol Cadbury Гарри Собел.
Занять лидирующие позиции в сегменте питания стремится и "Лебедянский". Сейчас компания выпускает детское питание и соки для детей под маркой "Фрутоняня", а летом запустит под этой же маркой сухие смеси. Желание развивать это направление строится на итогах 2006 года- рост продаж в этом дивизионе составил 62%.
Стремление производителей подтверждают и аналитики. По оценке ACNielsen, в 2006 году в России из всех продовольственных отраслей самый высокий показатель роста продемонстрировал именно рынок детского питания - 20%.
В целом валовая рентабельность работающих на этом рынке компаний колеблется от 35% до 50% в зависимости от продукта.
По оценкам Euromonitor, весь объем рынка детского питания в России по итогам 2006 года составил 20,5 млрд руб. В натуральном выражении объем рынка по итогам прошлого года достиг 91,85 млн кг (см. таблицы). Как отмечают аналитики, по количеству марок Россия опережает все остальные страны мира - больше 300 брэндов.
Однако уровень потребления в России невысок. Относительно насыщен рынок лишь в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах же пока наблюдается неравное развитие из-за нехватки дистрибуторов национального размера.
Но именно за счет региональных рынков будет в дальнейшем обеспечиваться рост сегмента.
Борьба за географические рынки, по прогнозам экспертов, будет сопровождаться слияниями и поглощениями компаний и увеличением инвестиций со стороны иностранных компаний. "Активность внутренних игроков также усилится, поскольку они извлекут выгоду из региональных продаж за счет расширения дистрибуции и понизят цены по сравнению с транснациональными корпорациями",- добавляют в Euromonitor.
В результате консолидации через десять лет число компаний, работающих сейчас на рынке, сократится с 15 до трех-пяти основных игроков.
Деньги на обочине ИЛЬЯ МИНОВ Платная скоростная автомагистраль Москва- Санкт-Петербург еще на стадии проектирования вызвала ажиотаж среди девелоперов. Как стало известно B&FM, сразу две компании - "Открытые инвестиции" (ОПИН), подконтрольные "Интерросу", и принадлежащая Тельману Исмаилову и Зараху Илиеву группа АСТ - активно скупают земли на северо-западе Подмосковья, рядом с будущей трассой.
Как сообщили B&FM сразу два источника, еще с 2006 года ОПИН начал выкупать земли в местах, где пройдет новая дорога. Один из собеседников B&FM утверждает, что земельные активы компании в этом направлении достигают 500 га.
Впрочем, ОПИН покупает те участки, где пройдет не сама магистраль, а разместится придорожная инфраструктура.
Представитель ОПИН Ирина Малярова не подтвердила, но и не опровергла факт скупки земель на северо-западе Подмосковья. Вместе с тем она рассказала, что компания создает земельный банк: для этих целей уже приобретено 1,3 тыс. га в Тверской области, через которую также пройдет будущая трасса. Кроме того, как ранее сообщалось, ОПИН намерен приобрести до 50 тыс. га около будущей центральной кольцевой автодороги. По мнению аналитика инвесткомпании FIM Securities Марии Давыдовой, часть средств на покупку земельных активов в Подмосковье ОПИН соберет благодаря апрельскому размещению допэмиссии 1 млн 798 тыс. акций, в результате которого планируется выручить $320 млн. Если компании удастся консолидировать заявленные площади, она станет крупным латифундистом Подмосковья. Сейчас в число лидеров входят владельцы "Промсвязьнедвижимости" братья Ананьевы, чьи земельные активы, по оценкам участников рынка, достигают 60 тыс. га, совладелец банка "Визави" Рустем Терегулов и собственник "Ист Лайна" Дмитрий Каменщик (каждому принадлежит по 40 тыс. га).
Девелоперские проекты не единственная цель, ради которой ОПИН скупает земельные участки.
В компании утверждают, что те же 1,3 тыс. га в Тверской области приобретены "для извлечения дохода от роста их стоимости в долгосрочной перспективе". Похоже, этим же руководствуется компания АСТ, которая также пытается консолидировать наиболее ликвидные участки в районе будущей трассы. Как рассказал B&FM официальный представитель АСТ Алекпер Исмаилов, компании принадлежит около 5 тыс. га в Клинском районе в одноименном колхозе. На этих землях, говорит Исмаилов, АСТ будет развивать свой агробизнес.
Между тем компания продолжает активно скупать земли в северо-западном направлении. Их площади Исмаилов называть отказался, но источники утверждают, что АСТ удалось приобрести еще около 3 тыс. га. Скорее всего, рассуждают участники рынка, все земли на севере АСТ зарезервирует под ленддевелопмент, поскольку рентабельность агробизнеса низкая. "Доходы от продажи уже готовых под застройку участков могут варьироваться от 30% до 150%",- утверждает директор по развитию девелоперской компании RIGroup Евгений Титаренко. Ни ОПИН, ни АСТ не раскрывают объем инвестиций в земельные активы. По данным Титаренко, стоимость сотки в Клинском районе Подмосковья сейчас составляет от $200 до $2,5 тыс. По мнению Марии Давыдовой из FIM Securities, через пять лет эти земли могут подорожать в четыре-пять раз.
¦ WWW.OPIN.RU

Беспроводной бонус С 1 мая абоненты домашнего интернета от "Корбины телеком" смогут воспользоваться дополнительной опцией беспроводного доступа от "Голден телекома". Эксперты считают, что совместное предложение поможет последнему привлечь дополнительных клиентов, а "Корбине" - повысить лояльность действующих абонентов.
Вчера оператор фиксированной и беспроводной связи "Голден телеком" и интернет-провайдер "Корбина телеком" объявили о начале совместного оказания услуг. С 1 мая абонентам, пользующимся услугой "Домашний интернет" от "Корбины телеком", станет доступен беспроводной доступ в интернет в любом месте Москвы, где есть покрытие сети Golden Wi-Fi. Безлимитный беспроводной интернет обойдется им дополнительно в 250 руб. в месяц.
Сейчас сеть Golden Wi-Fi состоит из примерно 7,5 тыс. точек доступа, покрывая почти полностью пространство в пределах Садового кольца, а также наиболее популярные общественные места.
"Голден телеком", заключивший в марте соглашение о покупке 51% акций "Корбины", предлагает интересную опцию: впервые российские абоненты смогут получить за небольшую плату неограниченный доступ к сети Wi-Fi в пределах города, считает партнер аналитического агентства AC&M Александр Шатиков. "Сейчас беспроводной доступ по технологии Wi-Fi стоит достаточно дорого: тариф за час может достигать 250 руб. Так что новая услуга, вероятно, позволит серьезно повысить число абонентов "Голден телекома"",- говорит он. По мнению аналитика Comnews Research Тамары Судаковой, введение новой услуги вряд ли вызовет серьезные изменения в темпах прироста абонентов "Корбины", зато поможет повысить их лояльность, тогда как Golden Wi-Fi получает возможность увеличить число клиентов.
Модель объединения проводного и беспроводного доступов уже успешно опробована в Европе, поэтому такой ход оправдан, считает аналитик J'son & Partners Александр Андрюшин. "По нашим прогнозам, эта услуга будет приносить "Корбине" около $300 тыс. в месяц. В дальнейшем холдинг может предложить своим абонентам, скажем, услуги IP-телефонии и выручит еще больше",- сообщил он.
Вчера гендиректор "Корбины" Александр Малис также заявил, что капитализация компании ко времени проведения IPO в 2008 году может составить около $1 млрд. Сейчасона оценивается в $360-400 млн.
По мнению экспертов, у "Корбины" слишком оптимистичные оценки. Вероятно, они основаны на ожиданиях по развитию тех сегментов рынка, где участвует компания, говорит аналитик "Тройки Диалог" Андрей Богданов. "В такой срок им будет достаточно тяжело достичь капитализации $1 млрд, если только не случится какой-либо трансформации их бизнеса, скажем, каких-нибудь приобретений. Если брать чисто органический рост компании, то добиться такого показателя будет сложно",- говорит господин Богданов.

АЛЕКСЕЙ КУЗЬМЕНКО

Ежедневная деловая газета "Бизнес"