23.04.2007

Абонент МТС снизил стоимость услуг



Клиент МТС смог через суды двух инстанций восстановить первоначальный тариф и обязать компанию вернуть переплату. В Свердловской области, впервые в судебной практике, районный суд Екатеринбурга, а позже коллегия по гражданским делам Свердловского облсуда приняли решение в пользу абонента. Решение вступило в силу 5 апреля, а в конце прошлой недели в филиал МТС по Свердловской области поступило еще несколько претензий от подписчиков тарифа "Безлимитный", который с 9 октября 2006 года подорожал на 30% и перестал, по сути, быть безлимитным. Абонентская плата выросла с 998 рублей до 1,3 тысяч рублей, при этом для местных вызовов был установлен лимит 2 тысяч минут, - сообщает "Коммерсант".

20 декабря прошлого года Октябрьский райсуд Екатеринбурга удовлетворил иск адвоката Анатолия Безрукова, который предъявил претензии МТС: подключаясь к тарифному плану "Безлимитный", он не мог предполагать, что оператор в течение полугода ограничит число минут, а саму абонентскую плату повысит на 30% без каких-либо видимых объективных причин. "У МТС не было никаких оснований в одностороннем порядке изменять условия заключенного со мной договора,- утверждает Анатолий Безруков.- Согласно Гражданскому кодексу, договоры абонентов и сотовых операторов считаются договорами присоединения, в отношении которых существует правило: если договор содержит явно обременительные для абонента условия, то потребитель вправе потребовать внести необходимые для него изменения". Коллегия по гражданским делам Свердловского облсуда согласилась с решением коллег, и оно вступило в законную силу.

Если содержание договора заранее определяет компания или банк, предоставляющие услуги, этот договор считается договором присоединения. Клиент не может изменить условия, включенные в стандартный формуляр. К такому типу относится большинство договоров с потребителями (как компаниями, так и гражданами), а также банковские договоры. Статья 428 Гражданского кодекса защищает потребителей, считающих себя слабой стороной, позволяя гражданам добиваться отмены или изменения обременительных для них условий договоров, навязываемых коммерческими фирмами.

Сотовые компании в середине прошлого года произвели массовую ревизию тарифов в связи с переходом на принцип "платит звонящий". В большинстве тарифных планов стоимость первой минуты звонка была увеличена. Это вполне может стать поводом для неприятностей сотовых компаний. Правда, как раз они беды не ждут. По словам директора юридического департамента филиала макрорегиона "Урал" ОАО МТС Елены Мичковой, при подключении к сети МТС абонент подписывает договор, в тексте которого содержится это условие. Об изменении условий обслуживания на тарифных планах компания своих абонентов всегда уведомляет заранее, что было сделано и в данном случае. "Отмечу, что в судебной практике имеются случаи, когда по аналогичным делам в других судах принимались решения в пользу операторов сотовой связи",- сообщила Елена Мичкова.



В "Вымпелкоме" похожих дел не припомнили. В компании "МегаФон-Москва" не стали комментировать решение суда, но отметили, что операторы имеют полное право изменять цены в одностороннем порядке. "Законодательство России предусматривает такую процедуру, но оператор обязан заранее предупредить абонента об изменениях тарифа",- говорит советник гендиректора компании "МегаФон-Москва" Роман Проколов.



С этим согласен также председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Он думает, что решение суда по поводу тарифа МТС не будет иметь серьезных последствий. "Статья о договоре присоединения действительно хорошо подходит к летнему повышению цен операторами сотовой связи в связи с введением принципа "платит звонящий"",- говорит он. А шансы засудить оператора имеют лишь юридически подкованные абоненты, поскольку право в России не прецедентное и сослаться на предыдущее решение суда невозможно. "Людям придется самим обосновывать свою точку зрения в суде, причем в присутствии высококлассных юристов со стороны оператора. В связи с этим я не ожидаю заметной волны исков. По всей вероятности, некоторые абоненты смогут засудить оператора, но таких случаев будет не больше тысячи",- уверен Дмитрий Янин. По его словам, теперь операторы, вероятнее всего, будут с большой осторожностью подходить к вопросу об увеличении цен, - пишет "Коммерсант".