23.04.2007

Бизнес из коробки. Проигрывая в индивидуальности, коробочные продукты выигрывают в цене

Компании, работающие на рынке услуг b2b, уверены, что их бизнес основан на индивидуальной работе с клиентом. Но, оказывается, для некоторых клиентов индивидуальный подход — зло. Компании заметили новый тренд, и все больше b2b-услуг перекочевывают в «коробки».

Термин «коробочный продукт» пришел из сферы ИТ. Разработчики сложных программных продуктов стремились стандартизировать сбыт. Так возникли нарядные боксы, чем-то напоминающие упаковку хлопьев и содержащие дистрибутив ПО, инструкцию и телефон службы поддержки. Логичная, казалось бы, идея консьюмеризации сложных b2b-продуктов никак не могла дойти до рынка. Однако, возможно, после проекта финансовой компании «Еврокоммерц», которая упаковала в коробку факторинг, эта идея заживет своей жизнью и тут.

Факторинг — классический финансовый сервис, предназначенный для корпоративных клиентов. Как и положено в таких случаях: сложный, запутанный и поэтому считающийся глубоко «индивидуальным». Смысл операции — кредитовать компанию под будущие платежи ее клиентов. Если, скажем, клиент должен заплатить компании через 30 дней, банк переводит ей деньги сегодня, но с дисконтом, а затем получает деньги с должника. Традиционные проблемы здесь связывали со сложностью оценки рисков, непрозрачностью компаний и рынков, запутанностью и отсутствием единых стандартов учета и документооборота, проблемами стыковки финансовых подразделений всех участников операции и пр.

Выпускник экономического факультета МГУ Григорий Карповский пришел в факторинг, стремясь работать на быстрорастущем российском потребительском рынке. Нет, никакой ошибки тут нет. Факторинг, по мнению Григория, хоть и считается частью сектора финансовых услуг, на самом деле неразрывно связан с рынком потребительских товаров. «Мы не собираемся конкурировать с соперниками на узкой площадке нынешнего рынка»,— говорит Карповский. Основным резервом для роста кредитного бизнеса он считает постепенное вытеснение с рынка товарных отсрочек. Объем рынка факторинга в 2007 году, по прогнозам «Эксперт РА», составит в России $22 млрд. Ожидается, что в этом году факторинг вытеснит около 10% всех товарных кредитов, а к 2009 году — уже более 20%.

Коробочный факторинг создан, чтобы ускорить этот процесс. Что, собственно, находится в коробке? Внутри клиент обнаружит программы для интеграции с бухгалтерией 1С и буклет «Быстрый старт», содержащий описание услуги и пошаговую инструкцию для каждого из функциональных менеджеров. По оценкам «Еврокоммерца», если раньше клиент мог ждать решения банка несколько месяцев, то теперь от заявки до начала финансирования должно проходить не больше двух дней.

Единственный давно существующий аналог «коробочного» продукта в сфере финансов — это кредитные и чековые карты для малого бизнеса, которые предлагаются большинством крупных американских банков. Вместе с картой и кредитной линией клиент получает автоматизированную систему организации собственных финансов. Поскольку коробочные продукты лучше приспособлены к нуждам малого бизнеса, новые варианты «бизнес-процессов из коробки» должны появиться уже в самом скором времени. Вполне возможно, что скоро мы станем свидетелями появления «коробочных» продуктов в сфере маркетинга, HR или, например, консалтинга.

Алексей Гостев

Секрет фирмы