19.04.2007

Машин будет больше. В правительстве считают, что к 2010 году объем производства машин в России вырастет в 1,5 раза

Российские чиновники уточнили прогноз развития автомобильного производства. По самым оптимистичным подсчетам, к 2010 году объем выпущенных в России машин вырастет на 48,9% и составит 1,75 млн штук. Иностранные инвесторы дают другие оценки и рассчитывают на более быстрые темпы роста – к 2011 году объем рынка составит 4 млн автомобилей.

По прогнозам чиновников, к 2010 году в России будут выпускать в полтора раза больше машин.

«Российский рынок развивается быстро, уже в прошлом году совокупные продажи иномарок превысили продажи российских брендов» В прогнозе социально-экономического развития на 2008–2010 годы предусмотрено два варианта. Пессимистический предполагает, что рост составит 20,9% – до 1,42 млн автомобилей. Оптимистический – на 48,9%, то есть до 1,75 млн машин.

Всего в 2006 году было произведено 1,175 млн легковых машин. В 2007 году планируется спустить с конвейера 1,220 млн машин. К 2010 году объем производства поднимется до 800–940 тыс. отечественных легковых машин и 620–810 тыс. «российских иномарок», выпущенных на СП.

Независимые эксперты рассчитывают на более бурное развитие автомобильного производства. По мнению специалистов компании Ernst & Young, именно сборочные производства иномарок в России стали основным фактором роста автомобильного рынка.

К 2011 году его объем вырастет почти в два раза и достигнет 4 млн машин, считают в Ernst & Young. В марте такой прогноз сделал руководитель отдела по работе с клиентами автомобильной промышленности для Центральной и Восточной Европы консалтинговой компании Ernst & Young Питер Фусс.

В 2006 году, отметил господин Фусс, российский рынок легковых автомобилей увеличился на 20% по сравнению с 2005 годом, перешагнув рубеж в 2 млн машин. При этом наибольший рост наблюдался в производстве иномарок российской сборки – около 80%. Доля рынка таких автомобилей в общем объеме продаж по итогам года составила 13%.

К 2009 году объем рынка превысит 3 млн автомобилей. К тому времени выпуск «российских иномарок» уже будет превосходить по темпам роста производство традиционных отечественных автомобильных брендов.

В частности, как говорится в отчете Ernst & Young, к 2010 году объем производства иномарок в России составит около 1 млн штук в год, а традиционных российских брендов – 650–700 тыс. машин в год. Для сравнения, в 2004 году в России было произведено 100 тыс. иномарок и 1 млн отечественных автомобилей.

По данным Ernst & Young, уже сейчас Россия занимает третье место в мире не только по объему автомобильного рынка, но и по зафиксированному росту этого сегмента.

Но в ближайшее время доминировать в сфере производства автомобилей будет Западная Европа. «Здесь существует проблема избыточных мощностей, в итоге взгляд производителей Западной Европы будет обращен в сторону Восточной Европы, в частности – на Россию», – полагает господин Фусс. По его оценке, рыночный потенциал России превосходит Центральную и Восточную Европу.

По словам аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына, продажи автомобилей в России растут на 15–20% в год. «Российский рынок развивается быстро. Уже в прошлом году совокупные продажи иномарок – и произведенных в России, и импортных – превысили продажи российских брендов.

Поэтому определенно рост рынка в последующие годы придется на новые сборочные линии по производству «российских иномарок». Правда, АвтоВАЗ тоже планирует запустить новую линию, возможно, это будет сборочная линия», – говорит господин Козицын.

Аналитик отмечает, что «единственным серьезным производителем российских брендов выступает АвтоВАЗ», который производит около 700 тыс. легковых автомобилей в год.

Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков дает более консервативные оценки рынка. «По итогам 2010 года объем рынка составит 2,6–2,8 млн машин, возможно, в 2011 году он составит 2,8 млн. Рынок будет расти на 6–7% в год. Другое дело, что в денежном выражении он вырастет на 15–18%, из-за того что потребители будут покупать более дорогую продукцию», – считает господин Жуков.

Эльдар Бадырханов

Взгляд