19.04.2007

Биотопливо заменит нефть. С 2009 года все страны объединенной Европы будут обязаны выпускать и потреблять биодизельное топливо

Биодизельное топливо, весьма популярное в ряде стран, завоевывает новые позиции. Пятая в мире частная нефтяная компания ConocoPhillips и Tyson Foods, крупнейшая в мире мясоперерабатывающая компания, представили совместный проект производства дизтоплива из животного жира. Объем выпуска почти в 5 раз превысит мощности традиционных заводов по производству биодизельного топлива.

Проект предусматривает, что компания Tyson Foods, ежегодно производящая 1,3 млн тонн животного жира в результате переработки говядины, свинины и мяса птицы, будет направлять почти 60% этого объема на нефтеперерабатывающие заводы ConocoPhillips. Сегодня Tyson Foods продает этот жир производителям косметики, мыла и кормов для домашних животных.

Первые поставки запланированы на осень 2007 года – с одного из мясоперерабатывающих заводов Tyson в штате Техас на расположенный там же НПЗ компании ConocoPhillips. Через полтора года объем выпуска нового биодизеля уже на нескольких НПЗ компании планируется довести до 660 тыс. тонн в год – это в 4,5 раза больше мощностей типового завода в США по производству биодизельного топлива.

Биотопливо как большой бизнес

«Главный фактор, сдерживающий расширение рынка биотоплива, по мнению экспертов, – себестоимость его производства»

Биодизельное топливо, или биодизель, – понятие относительно новое для нашей страны, где еще несколько лет назад под любым из видов дизтоплива понималась солярка. На самом деле на Западе производство горючего из разного рода отходов сельскохозяйственного производства стало вполне самостоятельным бизнесом с приличным оборотом.

По желанию автовладельца на заправочных станциях биодизель могут заливать в бак автомобиля как в чистом виде, так и в качестве добавки (обычно 5–35%) к дизтопливу. По оценкам европейских экспертов, к середине 2006 года производство биодизеля странами ЕС превысило 4 млн тонн. В сравнении с 2003 годом производство биотоплива в Евросоюзе в 2004 году увеличилось на 35% – с 1,45 до 1,85 млн тонн.

Лидерами по производству биодизеля в 2004 году стали Германия, Франция и Италия, выпустив 1,035 млн тонн, 348 тыс. тонн и 320 тыс. тонн соответственно. Европейская комиссия в своем коммюнике предложила странам – членам ЕС к 2020 году заменить пятую часть нефти, которую потребляет транспортный сектор, альтернативными видами горючего. С 2009 года все страны объединенной Европы будут обязаны выпускать и потреблять биодизельное топливо. Что же представляет собой это альтернативное горючее?

Сырьем для производства биодизеля могут быть различные растительные масла: рапсовое (основной вид сырья в ЕС), соевое, арахисовое, пальмовое, отработанное подсолнечное и оливковое масло (использованные, например, при приготовлении пищи), а также животные жиры. С химической точки зрения биодизель представляет собой метиловый эфир.

При его производстве в процессе этерификации масла и жиры вступают в реакцию с метиловым спиртом и гидроксидом натрия, служащим катализатором, в результате чего образуются жирные кислоты, а также побочные продукты – например глицерин, широко применяющийся в фармацевтической, парфюмерной и лакокрасочной промышленности. Кстати, биодизель еще и не воняет, как солярка.

Немало внимания уделяется альтернативному горючему и за океаном. Биодизель (включая смесь В20) в настоящее время признан Агентством по охране окружающей среды и Министерством энергетики США в качестве альтернативного горючего, соответствующего требованиям по защите атмосферного воздуха и окружающей среды.

К тому же биодизель обладает рядом существенных преимуществ. Он нетоксичен (его токсичность составляет лишь 10% от токсичности поваренной соли), разлагается в естественных условиях (приблизительно за то же время, что и сахар), практически не содержит серы и канцерогенного бензола.

Кроме того, такое топливо при некотором снижении мощности двигателя (очень малом при использовании биодизеля в виде 20%-ной смеси с обычным дизельным топливом) обладает и чисто техническими преимуществами, которые включают в себя увеличение смазывающей способности, что продлевает жизнь двигателя, значительное снижение вредных выбросов (включая СО, СО2, SO2, мелкие частицы и летучие органические соединения), способствует очистке инжекторов, топливных насосов и каналов подачи горючего.

Министерством сельского хозяйства США совместно с Национальной лабораторией возобновляемых видов энергии Министерства энергетики США было проведено множество независимых исследований по сравнению различных альтернативных видов топлива. В частности, сравнивались затраты топлива на весь жизненный цикл автомобиля и на проезд одной мили. Самые конкурентоспособные результаты среди различных альтернативных видов топлива показал биодизель.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

Главный фактор, сдерживающий расширение рынка биотоплива, по мнению экспертов, – себестоимость его производства. По данным британской инвестиционной компании KBC Peel Hunt, произвести один литр биодизеля из рапсового масла обойдется на 0,39 доллара дороже, чем один литр дизельного топлива из нефти, несмотря на многочисленные сельскохозяйственные субсидии.

Британские компании, производящие биотопливо, отмечают эксперты KBC Peel Hunt, с трудом продают свою продукцию даже при налоговых льготах почти в 40 американских центов за каждый литр. О том, что биотопливо не панацея, говорят и ученые. Как заявил профессор экологии Корнельского университета Дэвид Пиментел, комментируя результаты своего исследования, использование растительной биомассы для производства жидкого топлива экономически невыгодно, поскольку выход чистой энергии получается отрицательным.

Как сообщается в пресс-релизе Корнельского университета, кукуруза, например, требует для своего производства на 29% больше энергии, чем отдает взамен. Перспективы использования в качестве сырья зеленой и древесной биомассы выглядят еще более туманными, поскольку чистые потери энергии составляют 45 и 57% соответственно.

Ситуация с биодизельным топливом выглядит не лучше. Если для его производства использовать сою или подсолнечник, чистые энергетические потери составляют от 27 до 118% соответственно.

Таким образом, говорит профессор Пиментел, растительная биомасса вполне пригодна для отопления жилых домов и производственных помещений, однако говорить об использовании ее для производства альтернативных видов жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания пока не приходится.

В США закон 2005 года предусматривает увеличение доли биотоплива в общем объеме потребления бензина в стране примерно до 5% к 2012 году, то есть увеличение ее почти в 1,5 раза по сравнению с нынешней. Это биотопливо, по прогнозам экспертов, будет скорее представлено этанолом, производимым из зерна, чем биодизелем.

Геннадий Нечаев

Взгляд