17.04.2007

Духи дадаизма источают аромат без запаха

Дадаисты, этакие хулиганы от искусства, наследили везде, где только могли. Дело было довольно давно – в 1920-х годах, после чего дадаизм тихонько помер. Но всё не так пессимистично – последователи этого абсурдного художества есть и сейчас. И добрались они до того, что искусством обычно не называют — до парфюмерии. Посмотрим, что у них получилось?

Что такое лучший подарок? Это, как известно, — ничего. Но, оказывается, есть кое-что получше, хотя, в принципе, точно такое же. И за это надо сказать спасибо Dadadandy.

Dadadandy – это художественно-артистическо-производственная компания. Таким сочетанием называют это предприятие его основатели – художники Саймон Моретти (Simon Moretti) и Поль Хебер-Перси (Paul Heber-Percy), в свободное от искусства время развлекающиеся курированием выставок. На логичный вопрос о том, чем они занимаются, можно логично же ответить, что и всем, и ничем сразу. Одним словом, дадаизмом.

Хана Хох. Da-Dandy (1919 год). Если у вас имеется уйма свободного времени, и вы не знаете, как с ним расправиться, то рекомендуем заняться поиском смысла этой картины (фото с сайта artchive.com).

Хана Хох. Da-Dandy (1919 год). Если у вас имеется уйма свободного времени, и вы не знаете, как с ним расправиться, то рекомендуем заняться поиском смысла этой картины (фото с сайта artchive.com).
Дадаизм (или просто дада) процветал как в живописи, так и в театре и литературе. Это было не искусство, а скорее, анти-искусство, воплощавшее в себе в зародыше многочисленные тенденции грядущего постмодерна.

Одна из самых броских черт многих дадаистских работ – это примитивизм, а порой и нарочитая инфантильность. Между прочим, само наименование жанра произошло от французского слова dada – названия игрушечной лошадки.

Дадаизм повлиял на многие направления современного искусства, но сам довольно быстро стал историей – как отдельное течение он существовал с 1916 до середины 1920-х. Но людей, творивших в этом русле, было немало. Один из них – художница Хана Хох (Hannah Höch). Среди её работ есть картина Da-Dandy, "в честь" которой и была названая эта странная организация Dadadandy.

Как мы уже сказали, сфера интересов Dadadandy огромна, и одним из направлений жизнедеятельности, как ни удивительно, стало производство парфюмерии. Детище Моретти и Хебера-Перси – духи Choix.

Открывать незачем. И нюхать, представьте себе, нечего. Так что можете просто посмотреть. Хотя и смотреть тоже, как видите, не на что. Вот только обратите внимание на логотип Dadadandy: это, конечно же, лошадка (фото с сайта dailymail.co.uk).

Открывать незачем. И нюхать, представьте себе, нечего. Так что можете просто посмотреть. Хотя и смотреть тоже, как видите, не на что. Вот только обратите внимание на логотип Dadadandy: это, конечно же, лошадка (фото с сайта dailymail.co.uk).

Это совсем простой парфюм. В качестве ёмкости используется обычный флакон. Краситель – тоже не очень бросается в глаза и своим цветом вызывает лёгкую ностальгию по "Тройному одеколону". В общем, всё очень и очень нехитро. Художники даже решили не придумывать никаких невероятных привлекательных упаковок.

Да и отдушку тоже добавлять не стали. Зачем? Они же, в конце концов, дадаисты, а не парфюмеры какие-нибудь.

Как вы знаете, люди уже наделали кучу бесполезных вещей – от Caps Lock до красного кислорода. И Choix обязательно займут своё почётное место в этом ряду. Кстати, у этих духов нет никакой другой специфики, кроме отсутствия ароматизаторов, и сделаны они на самой обычной основе – спиртовой. Так что хотя бы одно применение да найдётся.

Джордж Фредерик Уоттс. "Выбор" (1864 год). Мог ли предположить викторианский художник-символист, что его картина даст жизнь одному из произведений неодадаизма? Вряд ли (фото с сайта dadadandy.com).

Джордж Фредерик Уоттс. "Выбор" (1864 год). Мог ли предположить викторианский художник-символист, что его картина даст жизнь одному из произведений неодадаизма? Вряд ли (фото с сайта dadadandy.com).
Некоторые говорят, что духи без запаха – не новинка. Например, в 1997 году компания Viktor&Rolf начала выпуск собственной парфюмерной продукции с Le Parfum. Как можно догадаться по подозрительно простому названию (с французского оно переводится как "духи"), с этими духами что-то не то. И действительно — они были без запаха.

Но Viktor&Rolf сотворили Le Parfum ограниченным тиражом в 250 флаконов, а Dadadandy — явно в пику им — решили выпускать Choix в неограниченном количестве. Нет, не потому, что спрос будет большим, а потому, что Choix — это самый настоящий арт-проект, созданный на стыке с бизнесом. Но строгий экономический расчёт здесь ни к чему, главное – творческий продукт, пусть и такой простой.

А тот, кто не поймёт этого, побежав скорее покупать новинку, может оказаться в ситуации примерно как у андерсеновского голого короля… Плохо это или хорошо? Да чёрт его знает. По крайней мере, к первому апреля сойдёт и за полноценный парфюм.

Интересно, что источником вдохновения для Моретти с Хебером-Перси послужили отнюдь не сказки, а опять-таки живопись. Точнее — всего одна картина.

"Гипнотизирующие духи". Нет, это не духи, это всего лишь фетровый флаг – очередной художественный объект "производства" Dadadandy (фото с сайта dadadandy.com).

"Гипнотизирующие духи". Нет, это не духи, это всего лишь фетровый флаг – очередной художественный объект "производства" Dadadandy (фото с сайта dadadandy.com).
Как ни странно, написал её не дадаист, а художник викторианской эпохи Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts), которого причисляют к символистам. В 1864 году он нарисовал портрет своей семнадцатилетней жены, актрисы Эллен Терри (Ellen Terry).

На полотне она изображена во время довольно странного занятия: девушка вдыхает запах камелий и при этом держит в руке маленький букетик фиалок. И хотя в действительности невзрачные фиалки пахнут довольно сильно, а у камелий вообще нет аромата, Эллен почему-то "выбирает" камелию. Картина так и называется — "Выбор" (Choosing).

Ну а Моретти и Хебер-Перси взяли это название и перевели на французский – вот так и родилась идея Choix. А после – сами духи.

Ой, совсем забыли сказать про цену. Пузырёк Choix (100 миллилитров) обойдётся в жалкие $77, что для подобной элитной парфюмерии – практически даром.

MEMBRANA.RU