16.04.2007

Мобильные билбоарды. "Сценарий развития индийского рынка мобильной рекламы пока еще не определен"



Прекращение роста абонентских баз и падение ARPU сделали мобильные телефоны хорошей мишенью для маркетологов и рекламодателей, но остается еще очень много проблем, которые необходимо решить. Вы ведь уже видели рекламу на экране мобильного телефона? Именно в ней видят новый источник прибыли мобильные компании. Неудивительно, что Интернет-гиганты, такие как Google и Yahoo, стали первыми участниками рынка мобильной рекламы. Но в Индии сегодня стоит лишь один вопрос - готовы ли абоненты получать мобильную рекламу?

Индийский рынок мобильной рекламы, по сравнению с рынком той же Японии и Кореи, пока находится в младенческом возрасте, но потенциал рынка потрясает. "Будущее мобильной рекламы уже наступило, пусть она еще и не попала в поле зрение матерых маркетологов. Сегодня в Интернете прокатываются сотни миллионов баннеропоказов", - отмечает президент Reliance Communications Махеш Прасад. Его компания работает с такими крупными брендами, как Cadbury, Coke, Suzuki, Pepsi и Castrol по направлению мобильной рекламы, а так же предлагает сервис Интернет-рекламы RWorld.

Менеджер по маркетингу Indiagames Сухаил Баждади считает, что рост мобильных сетей третьего поколения, IPTV и высококачественных игр открывает новые возможности для тех брендов, которые хотят проводить мобильные рекламные кампании.

"Некоторые операторы смогли повысить ARPU за счет неголосовых сервисов, теперь им представилась возможность увеличить доход и от мобильной рекламы", - соглашается руководитель компании Ernst & Young Прашант Синжал. По его словам, пока что размер рынка мобильной рекламы слишком мал, потенциал роста у этого рынка не меньше 200 процентов в год, и очень скоро он станет реальным источником дохода операторов. Средний ARPU в Индии в марте 2006 года составлял 356 рупий, к декабрю 2006 год ARPU снизился до 316 рупий.

Сегодня мировой рынок мобильной рекламы дорос до миллиарда долларов. Исследователи из IDC уверены, что когда количество мобильных абонентов во всем мире вырастет до 2 млрд. человек, эта аудитория заинтересует всех крупнейших рекламодателей.

"Рынок мобильной рекламы Индии пока исчисляется 50-60 млн. рупий, а к марту 2008 года вырастет до 200-250 млн. рупий. Сегодня рынок мобильной рекламы очень напоминает рынок Интернет-рекламы в 2000-2001 годах", - комментирует исполнительный директор Mobile2Win Раджив Хиранандани.

Мобильная реклама имеет множество форматов, например, SMS, MMS, спонсированный контент, WAP-реклама и продакт-плейсмент в играх. Сейчас в Индии наиболее распространены акции мобильного маркетинга на основе SMS. Некоторые компании уже попробовали кампании с использованием MMS, а несколько операторов попробовали получить деньги от спонсирования мобильного контента.

Видя потенциал в мобильной рекламе, операторы, например, Bharti Airtel, MTNL, Reliance и Tata Teleservices, делают все для развития этого рынка. Исполнительный директор Tata Teleservices Дарил Грин отметил, что его компания планирует запустить рекламу на своем мобильном портале, а так же предложит своим абонентам бесплатные минуты в обмен на согласие принимать рекламные сообщения. Оператор Bharti Airtel планирует сделать такой же шаг, и уже запустил рекламу компании ICICI Bank на своем WAP портале.

По словам директора по маркетингу компании Idea Cellular Прадипа Шриваставы, спонсируемые звонки при наличии хорошей технологии могут стать одним из основных направлений мобильной рекламы и маркетинга. По его словам, важно правильно разработать сбалансированную бизнес-модель и определиться с ценами и объемами такого рода услуг.

По результатам исследования, проведенного Ассоциацией Мобильных Операторов Индии, выяснилось, что релевантная реклама на 50 процентов менее раздражительна для пользователей, чем нерелевантная. Исследование проводилось среди 1200 пользователей мобильного Интернета, целью исследования была разработка стандартов мобильной рекламы, а так же методику оценки рекламных сервисов и решений.

Французский оператор Orange запустил в тестовом режиме рекламные кампании с использованием практически всех технологий, в том числе SMS/MMS, игр, IVR и мобильный интернета.

Так как 70 процентов рекламных текстов состоит из менее 40 символов, сервис-провайдер Cellebrum нашел возможность вставлять микро-рекламу в текстовые сообщения. Теперь абоненты могут подписаться на этот сервис и получать бесплатные SMS и минуты, а так же изменять условия тарифов в выгодную для них сторону.

"Сценарий развития индийского рынка мобильной рекламы пока еще не определен. Когда количество абонентов достигнет 100 млн, этот рынок действительно заинтересует крупных рекламодателей. Пока желающим закрепиться на этом рынке стоит заняться получением согласия абонентов на получение рекламы, ведь выиграет не тот, кто контролирует абонентов, а тот, чья база лояльных к мобильной рекламе пользователей будет больше, чем у конкурентов", - подытожил Сенджей Синха из ACL Wireless.

//Андрей Перехлестов

content-review.com