16.04.2007

Суд в Петербурге взыскал с рекламодателя 10 тысяч рублей штрафа за кощунственную рекламу

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артака Алексаняна к ЗАО "Телерадиокомпания "Национальная Вещательная Сеть", ООО "Эталон", ООО "Телевещательная корпорация "Рамблер" о компенсации морального вреда.

А.Алексанян обратился в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что в 2005 году по телеканалу НВМ в передаче "Вояж" показывали рекламный ролик поездки в Турцию, в котором люди в костюмах дервишей танцуют на крестообразном нимбе Иисуса Христа. Данный видеоролик неоднократно транслировался по телеканалу на протяжении 2005 г. - начала 2006 г., как утром, так и вечером. А.Алексанян указал, что является верующим христианином, и данный видеоролик оскорбляет его религиозное чувство, причиняет нравственные страдания, и способен привести к возбуждению религиозной вражды.

В ходе судебного процесса был представлен Акт экспертизы, в котором утверждается, что фрагмент видеозаписи, на котором дервиши танцуют на крестообразном нимбе Иисуса Христа, унижает честь и достоинство христиан. По сообщению Протокольного отдела Санкт-Петербургского епархиального управления Московского Патриархата (л.д.34-35), кадры, на которых люди, одетые в одежду мусульманских дервишей, совершают ритуальный танец на иконе Иисуса Христа, представляют собой видеомонтаж, то есть сознательное соединение в кадре двух разнородных объектов. Эта мозаичная икона Спасителя в действительности находится на стене храма Св.Софии в Константинополе - одной из величайших христианской святынь, выдающегося памятника византийской архитектуры VI в. и жемчужины европейской культуры. Почитание икон, догматически утвержденное VII Вселенским Собором (787 г.), является одним из важнейших элементов религиозной жизни верующих Православной Церкви, и как следствие, неблагоговейное и кощунственное отношение к ним может рассматриваться как оскорбление религиозных чувств.

По мнению заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прот. Всеволода Чаплина, данный телесюжет способен ранить религиозные чувства христиан, вызвать христианско-мусульманскую напряженность, осложнить отношения между народами, передает "Седмица".

Суд счел, что спорный видеоролик оскорбил и унизил религиозные чувства истца, нанеся ему моральный ущерб. Однако доказательств возбуждения религиозной вражды, по мнению суда, в материалах дела не имеется. Суд считает, что эта реклама является неэтичной, а в силу ст. 2 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, такая реклама - ненадлежащая. Согласно ст. 8 вышеназванного закона, неэтичной является реклама, которая содержит "... зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении... религиозных... и иных убеждений физических лиц". Неэтичная реклама не допускается.

По мнению суда, ответственность за причинение истцу морального вреда несет рекламодатель - ответчик ООО "Эталон". При определении размера компенсации морального вреда суд принял во внимание степень вины нарушителя, степень нравственных страданий истца, требования справедливости и разумности, в связи с чем считает возможным удовлетворить исковые требования частично, взыскав с ответчика ООО "Эталон" в пользу истца в счет компенсации морального вреда 10.000 руб.

REGIONS.RU