12.04.2007

Дизайнерское воровство, Или берегись подделок!

Если вы считаете, что только бесцеремонные китайцы делают копии дорогих часов, очков, сумок, кроссовок и передирают фасоны дизайнерской одежды, то вы ошибаетесь. Большие американские фирмы тоже не брезгуют кражей фасонов.

Примером может служить случай, который лег в основу судебного иска известного дизайнера Дайаны фон Фюрстенберг к компании Forever 21. Первая производит дорогую одежду в небольших количествах, вторая - специализируется на массовом производстве недорогой молодежной одежды.

В исковом заявлении Дайаны фон Фюрстенберг говорится, что ответчики украли у нее фасон платья, а также рисунок ткани, и при этом продают свой товар в десять раз дешевле. Оба платья пошиты из шелка, оба - в Китае. Она требует денежной компенсации и полного изъятия из каталога и магазинов Forever 21 украденного у нее фасона.

Модель дизайнерского платья называется Ceriser и стоит 325 долларов. Модель компании Forever 21 называется Sabrina и стоит 32 доллара 80 центов. Внешне они практически ничем не отличаются, хотя различие есть.

Дизайнерское платье изготовлено из шелка, который подлежит только сухой чистке. Дешевую подделку можно стирать руками. Однако не только разница в качестве и цене ткани определяет стоимость конечного продукта. Дизайнерская фирма вкладывает значительные средства в разработку каждой своей модели, использует более дорогую рабочую силу, которая, как правило, опекается профсоюзами, а также расходует значительные средства на рекламу.

Создателю подделки достаточно купить понравившуюся ему дизайнерскую вещь и скопировать ее, использовав самую дешевую рабочую силу и самую дешевую ткань. Его позиция сводится к прагматичному стремлению заработать быстро и много при минимальном инвестировании. Его успех зиждется на простом расчете: массовый потребитель больше не стремится купить добротную вещь, которую он будет носить годами. Он предпочитает приобрести что-нибудь недорогое, что можно относить сезон и без сожаления выбросить.

Эксперты говорят, что в наши дни благодаря Интернету воровство фасонов не только упростилось, но и ускорилось. Еще 50 лет назад известные модельеры во время показа новых коллекций запрещали находиться в зале "скетчистам", которые могли сделать наброски фасонов в своих блокнотах, а затем передать их модельерам-конкурентам.

Но сейчас на показах мод постоянно присутствуют фотографы, ведется видеосъемка. Фотографии и видео появляются на Интернете буквально через несколько минут после того, как завершается показ мод. Качество изображения при этом достигло такого уровня, что скопировать силуэт и мельчайшие детали платья не представляет большого труда.

Супруга автора этих строк, работающая модельером в известной американской компании, добавляет: "Когда-то та или иная модель не считалась копией, если в ней имелись семь деталей, отличающих ее от модели, взятой за основу. Сейчас подход иной – используй ту же идею, сохрани стиль, но не повторяй образец. Случай Forever 21 - совершенно возмутительный".

В наши дни дизайнеры редко гоняются за теми, кто обворовывает их. Потратишь на юристов больше, чем получишь с пойманного вора, а главное - на месте пойманного с поличным копировщика завтра появятся десять других. Это один из побочных эффектов глобализации, о котором никогда не говорят антиглобалисты. В восточном сознании, кажется, нет места такому понятию, как авторское право.

Я слышал от нескольких фотографов, что некогда прибыльный бизнес уличной торговли фотографиями с видами Нью-Йорка убили... тибетцы. Местные фотографы не только делали по-настоящему художественные снимки, но и печатали их на первоклассной фотобумаге.

Новое поколение уличных торговцев покупало у них эту продукцию и копировало ее в офисах Kinko. Они продавали полученный товар дешевле, но простой турист не видел особой разницы в качестве. Светостойкость бумаги проверяется не сразу. А через год турист выбросит поблекший снимок и заменит его снимками тех мест, где он побывал во время последнего отпуска. Ничто не вечно в обществе потребления!

Бесцеремонное отношение к авторскому праву становится общим настолько, что проникает в сознание руководителей американских компаний. Вероятно, Дайана фон Фюрстенберг про явила такую решительность, обратившись в суд, именно потому, что Forever 21 - американская компания. Ее руководителей не надо будет вызывать в суд из-за океана. Платить за воровство придется здесь.

Вадим Ярмолинец, "НРС" (Америка), специально для MIGnews.com.ua

mignews.com.ua