03.04.2007

"Аэрофлот" погнался за акциями итальянской Alitalia

Аэрофлот
фото с сайта lenta.ru
Вчера стало известно о том, что компания "Аэрофлот" намерена совместно с ведущей финансовой группой Европы - Unicredit приобрести 49,9% акций итальянской Alitalia. В консорциуме, который будет готовить эту заявку, "Аэрофлот" должен получить 95%, а Unicredit - 5%. По словам главы инвестиционно-банковского подразделения Unicredit Серджио Эрмотти, если минфин Италии позволит, возможно также появление третьего партнера.
Меморандум "Аэрофлота" с Unicredit, где и указаны их доли в консорциуме, подписан 1 апреля. Активы Unicredit - 1 триллион долларов, а у "Аэрофлота", по словам Серджио Эрмотти, "есть опыт в реструктуризации" и он может "привнести [это] ноу-хау в Alitalia", - пишут "Ведомости". На днях партнеры должны получить пакет документов с условиями продажи госпакета Alitalia и к 16 апреля подготовить краткий план оздоровления компании - это условие Минфина Италии для претендентов на покупку акций.
Итальянские власти в конце прошлого года объявили о планах по продажи госакций Alitalia. Из 49,9% продать собираются не менее 30,1%. Претендентов было одиннадцать. 13 февраля минэкономики Италии отобрало пять участников тендера: AP Holding, американские инвесткомпании Texas Pacific Group и Matlin Patterson Global Advisers (совместно с итальянским банком Mediobanca), Unicredit Banca Mobiliare (подразделение Unicredit Group) и итальянский частный инвестфонд Management & Capitali. Подать заявку новые претенденты могли до 2 апреля. "Аэрофлот" успел присоединиться к Unicredit.
Сославшись за завышенную оценку авиакомпании - 1,5 миллиарда долларов, от покупки доли в Alitalia отказалась Air France-KLM, после чего акция Alitalia упали на 4,7%. А в минувшую пятницу от участия в тендере отказалась Management & Capitali. После того, как о своем участии заявил "Аэрофлот", торги акциями итальянской авиакомпании на Миланской фондовой бирже были приостановлены, - сообщает "Коммерсант".
Определиться с окончательным списком претендентов минфин Италии должен после 16 июля. К этому времени вместе с планом оздоровления компании партнеры должны представить точную сумму будущих инвестиций в Alitalia и цену ее акций. Тогда же решится, как будет финансироваться сделка, добавляет менеджер "Аэрофлота". 39,9%-ный пакет Alitalia стоил вчера на Миланской бирже около 740 миллиона долларов. Однако ожидается, что "Аэрофлот" сконцентрируется на инвестпрограмме Alitalia, а денег предложит намного меньше рыночной цены, - пишут "Ведомости". Издание "Газета" отмечает, что, по мнению экспертов, предлагаемый к продаже пакет акций Alitalia должен стоить примерно 480 миллионов евро. При этом его текущая рыночная стоимость примерно 410 миллионов евро - актив, как считают аналитики, сильно недооценен. С учетом премии блокпакет будет стоить примерно 420-460 милилонов евро, что сопоставимо с балансовой стоимостью всех активов "Аэрофлота" - 567,5 миллионов долларов (424,4 миллионов евро). А вот выручка у российской компании гораздо ниже, чем у итальянской: 2,5 миллиарда долларов (1, 9 миллиарда евро) против 4,7 миллиардов евро (в 2005 году).
Alitalia - ведущий итальянский авиаперевозчик, однако это еще и одна из наиболее проблемных европейских авиакомпаний. Она совершает пассажирские и грузовые международные перевозки с 1947 года. В самой Италии компания обслуживает 28 аэропортов, выполняя 1414 рейсов еженедельно, а в Европе - 56 аэропортов и 1407 рейсов. Кризис в Alitalia разразился в 2003 году, когда в Европе на волне снижения пассажиропотоков после терактов 11 сентября 2001 года в США обанкротились авиакомпании Swissair и Sabena. Убытки компании в 2003 году составили 510 миллионов евро. В 2004 году представители правительства и профсоюзов подписали с руководством компании договор о ее реструктуризации и выплате пособий увольняемым сотрудникам. Соглашение позволило Alitalia получить заем у банков под гарантии правительства в размере 400 миллионов евро. Однако антикризисный план не сработал, - пишет РБК daily. В 2005 году убытки Alitalia до уплаты налогов составили 261 миллион евро, а долги достигли 932 миллиона евро, в 2006 году - 405 миллионов евро. Компания несет убытки из-за увеличения конкуренции, а также роста цен на авиатопливо. Кроме того, у Alitalia хронические проблемы с сотрудниками. В последние годы забастовки стали регулярными. В ходе последней забастовки в сентябре 2006 года было отменено более 100 рейсов. Доходы компании в 2006 году упали на 1,7% - до 4,724 миллиардов евро. При капитализации в 1,37 миллиард евро задолженность Alitalia - более 1,1 миллиарда евро, - отмечает "Коммерсант".
Инвесторы с воодушевлением восприняли новость о намерении "Аэрофлота" стать акционером Alitalia. Акции компании в РТС выросли вчера на 3,51%, на ММВБ - на 5,41%, при том, что индекс РТС упал на 0,41%, а ММВБ - на 0,15%. Но аналитики к планам "Аэрофлота" отнеслись неоднозначно. "Аэрофлот", скорее всего, настроен получить контрольный пакет Alitalia, ведь остаток можно собрать на рынке, отмечает аналитик инвестбанка "Траст" Евгений Шаго. "Аэрофлот" явно рассчитывает не просто нарастить обороты, но и провозгласить себя международной группой и вырваться из-под слишком серьезного контроля чиновников", - полагает он. У Alitalia отличный бизнес, хороший парк и возможности его пополнить. Но "Аэрофлот" может и не вывести компанию из кризиса, особенно учитывая сильные профсоюзы Alitalia, рассуждает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Только за прошлый год сотрудники итальянской авиакомпании бастовали четыре раза. В основном они требовали пересмотра контрактов и вмешательства правительства с целью не допустить банкротства перевозчика. Но в декабре сотрудники Alitalia протестовали против приватизации авиакомпании.
В Кремле поддерживают "Аэрофлот". Это укладывается в логику российской экспансии в Европу, отмечает сотрудник администрации президента. "Покупка блокпакета Alitalia больше смахивает на авантюру", - парирует чиновник одного из федеральных министерств. Сотрудник администрации президента соглашается, что у Alitalia имеются финансовые проблемы. Но решить их должен менеджмент "Аэрофлота", - сообщают "Ведомости".
По словам эксперта UFG Елены Сахновой, купив Alitalia, "Аэрофлот" получит доступ не только к широкой сетке итальянского перевозчика, но и к возможностям приобретать в лизинг лайнеры и не платить при этом госпошлину в России. А Наталья Сорокина из "Центр-Инвеста" обращает внимание на то, что, нацеливаясь на Alitalia, "Аэрофлот", возможно, пытается закрепить за собой якорный статус в альянсе SkyTeam, в который помимо российской и итальянской компаний входят AeroMexico, Air France, KLM, Continental Airlines, Czech Airlines, Delta Airlines, Korean Air и NWA.
С другой стороны, "Аэрофлот" должен отдавать себе отчет, насколько проблемный актив он собирается приобрести. Чистый долг компании составляет 1 миллиард евро. "Хотя у "Аэрофлота" есть опыт выведения себя самого из кризиса, - отмечает Елена Сахнова. - У них были убытки в 1998 году больше 200 миллионов долларов, а сейчас они на столько же в прибыли". Но в Европе это будет не так легко. Помимо того, что работать придется в условиях реальной жесткой конкуренции, на европейских компаниях лежат большие обязательства, пенсионные выплаты и огромная власть у профсоюза, - пишет газета "Газета".