21.03.2007

Москва и Минск не преодолели барьера. Торговые ограничения для российских компаний в Белоруссии не сняты

Главы министерств экономики России и Белоруссии Герман Греф и Андрей Кобяков вчера не смогли подписать межгосударственное соглашение о развитии торгово-экономического сотрудничества двух стран, предполагавшее снятие большинства ограничений на российский экспорт в страну. МЭРТ, для которого срыв подписания документов стал неожиданностью, винит в нем Белоруссию.

Приглашение на торжественное подписание соглашения России и Белоруссии о развитии торгово-экономических отношений, предполагающее снятие торговых ограничений для российских товаров на рынках Белоруссии, СМИ получили еще позавчера. Торжественное подписание документа было назначено в Минэкономразвития России на 16.00. С российской стороны документ должен был завизировать глава МЭРТа Герман Греф, с белорусской – министр экономики, вице-премьер Андрей Кобяков. Однако церемония затянулась на час, а затем замруководителя МЭРТа Виталий Савельев констатировал, что стороны не договорились – подписание документа сорвано.

Белорусская сторона вчера хранила молчание по поводу происходящего. Господин Савельев же вчера обвинил в срыве переговоров Белоруссию. По его словам, подписание документа было отложено из-за того, что "белорусская сторона внесла ряд изменений в уже парафированный обоими государствами документ". В частности, Белоруссия попыталась сдвинуть сроки по реализации ряда пунктов соглашения и предложила упростить процедуру таможенного оформления автомобилей, ввозимых из Белоруссии в Россию. Напомним, окончательная договоренность о подписании договора Россией и Белоруссией была достигнута в январе 2007 года, после окончания очередной "нефтегазовой войны", в ходе которой "Транснефть" ограничивала поставки нефти в страну. На сегодняшний день в отношении поставки российских товаров в Белоруссии действует 146 ограничений. Так, на российскую табачную продукцию действуют квоты, для импортеров введен режим лицензирования и договоров с министерством экономики страны. Аналогичные ограничения действуют также в отношении алкоголя, рыбы, овощей, бытовой химии. В январе МЭРТ оценивал ущерб российских компаний от белорусских торговых требований в $500 млн в год.

Документ об отмене всех ограничений готовился в течение двух лет российско-белорусской комиссией, однако из-за январского конфликта российская сторона потребовала более выгодных условий, в итоге основные положения соглашения потребовалось доработать. Так, документ призван был решить проблему с белорусским сахаром, который Белоруссия поставляет сверх установленных объемов. "Подписание соглашения означало бы потери для белорусской экономики порядка $2-2,5 млрд из-за наплыва российских товаров",– полагает президент белорусского Института Мизеса Ярослав Романчук.

Отказ от двустороннего соглашения, возможно, связан с продолжением газового конфликта двух стран. По данным Ъ, за день до подписания соглашения в Москве прошли переговоры по вопросу создания российско-белорусского совместного предприятия на базе ОАО "Белтрансгаз". Российско-белорусское газотранспортное СП должно быть зарегистрировано до 1 июня 2007 года, и для участия в переговорах по этому поводу в Москву приехала делегация из Белоруссии, возглавляемая тем же Андреем Кобяковым. Президент Белоруссии Александр Лукашенко не подписал указ о создании СП, и, возможно, договор о снятии барьеров был не подписан из-за новых разногласий по газу.

Господин Савельев отказался прогнозировать, насколько откладывается подписание, отметив лишь, что "эксперты уже работают над корректировкой документа". Однако, по данным Ъ, новые белорусские инициативы стали для России неожиданностью. Сразу после неудачных переговоров Герман Греф спешно уехал на встречу с Владимиром Путиным – вероятно, за разъяснениями о том, что же делать дальше.

АРИНА Ъ-ШАРИПОВА, АЛЕКСЕЙ Ъ-ШАПОВАЛОВ

КоммерсантЪ