15.03.2007

"Банана-мама" займет на развитие



Разместив дебютный выпуск облигаций, розничная сеть детских товаров "Банана-мама" планирует наращивать свое присутствие в регионах. В этом году компания собирается открыть не менее 50 магазинов, инвестировав в проект около 600 млн руб. Это существенно увеличит долговую нагрузку сети, которая, как полагают участники рынка, вынашивает планы по продаже своего бизнеса.
Как рассказала "Бизнесу" финансовый директор сети "Банана-мама" Снежана Вейнбергер, все новые магазины будут в собственности компании. Развиваться по франчайзинговой схеме сеть пока не планирует. Площадь будущих торговых точек составит от 800 кв. м до 3,8 тыс. кв. м.
Стратегически важными регионами компания считает города с населением от 500 тыс. человек.
Эксперты отмечают, что планы компании по увеличению количества магазинов вполне оправданны, потому что в сегменте детских товаров постоянно возрастает конкуренция. "Этот рынок показывает стабильную динамику роста в последние годы, его объем в 2006 году составил более $9 млрд",- говорит аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков. По его оценкам, рынок еще не насыщен и слабо консолидирован, доля его лидера, розничной сети "Детский мир", не превышает 5%. Директор по маркетингу и рекламе сети детских товаров Sweetmama Зуля Ханнанова оговаривается, что далек от насыщения лишь региональный рынок, тогда как в столичном регионе сетям становится уже тесно.
В октябре 2006 года "Банана-мама" разместила дебютный выпуск облигаций на 1 млрд руб. Половина из этих средств была потрачена на реструктуризацию кредитного портфеля, а другие 50% - на открытие новых магазинов. Но, судя по планам компании, этих денег будет недостаточно для их реализации. Снежана Вейнбергер рассказала "Бизнесу", что на развитие сети "Банана-мама" собирается привлекать дополнительные заемные средства. При этом в компании не раскрывают, будут это кредиты или другие виды заимствований.
Этот факт настораживает экспертов.
Аналитик брокерского дома "Открытие" Александр Афонин говорит, что после рефинансирования текущих задолженностей у компании снизилась долговая нагрузка. "Если в 2005 году отношение долга к EBITDA было 5,8, то в 2006 году этот показательсократился до четырех",- добавляет Афонин. Он также отметил, что у компании сократилась и доля краткосрочных обязательств: в 2005 году кредиты составляли почти 100% долговой нагрузки, а в 2006-м - 45%. Однако он считает, что новые кредитные линии обременят компанию, учитывая, что пока рост долга компании опережает рост выручки.
Вместе с тем участники рынка не исключают, что "Банана-мама" вынашивает планы по продаже бизнеса. "Компания расширяет розницу и повышает собственную капитализацию перед продажей бизнеса",- говорит топ-менеджер одной из одежных розничных сетей, попросивший об анонимности. Эти планы, по словам источника "Бизнеса", возможно реализовать только после того, как будут открыты все намеченные магазины и минимизированы долги.

ВАЛЕРИЯ ЯКУШИНА

Газета "Бизнес"