15.03.2007

Чиновники останутся без подработки. В МЭРТ придумали, как навести порядок в сфере оказания платных услуг органами власти



К осени МЭРТ намерено подготовить поправки в Налоговый кодекс (НК), в которых будет закреплен перечень юридических действий, совершаемых представителями органов исполнительной и судебной власти. По оценкам МЭРТ, после этого количество таких услуг должно сократиться как минимум на треть.
Однако стоимость оформления некоторых документов, предупреждают чиновники, возрастет.
В действующей редакции НК закреплен размер пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд (или суд общей юрисдикции), устанавливается плата за совершение различных нотариальных действий или регистрацию актов гражданского состояния. Кроме этого, там указан размер пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, право вывоза культурных ценностей и использования наименований "Россия".
Однако нередко органы исполнительной власти самовольно устанавливают, сколько стоит дополнительные согласования, проведение экспертиз и выполнение других работ. По оценкам МЭРТ, ежегодно объем платных услуг, оказываемых органами власти, составляет 1,5 трлн руб.
В МЭРТ намерены умерить аппетиты чиновников, внеся поправки в НК, в которых будет закреплен список конкретных услуг, предоставляемых на платной основе. "Органы государственной власти смогут взимать плату только за те юридически значимые действия, которые будут зафиксированы в законе",- рассказал вчера директор департамента госрегулирования экономики МЭРТ Андрей Шаров. По его прогнозам, после этого количество предоставляемых платных услуг сократится примерно на треть, при этом стоимость некоторых из них может существенно увеличиться. "Тариф за рассмотрение ходатайства о правомерности сделки антимонопольными органами сейчас составляет 1,3 тыс. руб.
Это просто смешная сумма, которую платит компания с оборотом 3 млрд руб.!" - возмущается Шаров. Плата за услуги должна быть необременительной для граждан, но адекватной тем расходам, которые несет государство, считает он.
Эксперты полагают, что навести порядок в этой сфере непросто. Все будет зависеть от того, насколько точно правительство определит перечень тех услуг, которые могут оказываться исключительно госорганами, полагает генеральный директор Центра правового обеспечения природопользования Борис Кокотов. "А для этого необходимо провести колоссальную работу по изучению опыта деятельности тех или иных министерств и подведомственных им структур",- отмечает эксперт. В ходе административной реформы, напоминает Кокотов, произошло разделение министерств на собственно министерства, федеральные службы и федеральные агентства, напоминает он. После этого федеральные службы лишились права оказывать услуги и управлять имуществом (остались лишь функции по контролю и надзору). "И у них возникла необходимость в дополнительном финансировании",- рассказывает Кокотов. Однако чиновники нашли выход из сложной ситуации: были созданы подведомственные унитарные предприятия, специалисты которых стали оформлять необходимые документы за определенную плату, говорит он. "Например, во всех федеральных округах в тесном контакте с региональным управлением Ростехнадзора действуют центры лабораторного анализа и технических измерений.
Предпринимателей буквально вынуждают, чтобы именно в этих центрах они за плату получали все услуги, которые должны выполняться этой службой",- рассказывает Кокотов. По аналогичной схеме работает и Россельхознадзор, говорит эксперт.
Поэтому за рамками этой реформы окажутся подведомственные органам власти структуры, соглашается руководитель департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров. С помощью предлагаемых МЭРТ поправок предприниматели и граждане не будут избавлены от необходимости уплаты неофициальных платежей за совершение тех или иных действий, добавляет он. "Речь идет не только о взятках, но и об услугах различным консультантам и другим организациям, которые связаны с чиновниками",- уточняет Кучеров.

ОКСАНА КАРПОВА

Газета "Бизнес"