12.03.2007

Массаж в стиле ретро

В «Крокус-Экспо» проходит IX Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина: перлы технического антиквариата, 100-летний юбилей гаража особого назначения, красавицы на капотах раритетов и просто массаж...

IX Олдтаймер-Галерея в выставочном центре Крокус Экспо - крупнейшая в Восточной Европе выставка подобного рода, но антиквариат - это лишь часть огромной экспозиции.

Представительный мужчина отчаянно разминает своей даме предплечье, силясь переплюнуть автомассажер.
- Нет, нет. Это - не то. Прощай, любимый.

Рядом несколько красавиц нежатся в тест-креслах, пробуя заменит ли электромассажер супруга. И правда: игрушка расслабляет не на шутку - ну куда там мужу.

Каждая эпоха берет своим: XXI век явно силен мелочным комфортом, по-настоящему ощутимым на фоне динозавров автоэволюции. Hispano-Suiza, Cadillac V16, Chrysler Six Sport, сталинские «паккарды» и «зисы»...

Ангар «Крокус-экспо» уставлен лимузинами, для которых откровением были электрический стеклоподъемник и коробка-автомат. А промах в их конструкции вполне мог стоить головы и неважно: отправят ли тебя по этапу на Колыму или ты сам сиганешь из небоскреба от банкротства подальше.

Пример: жемчужина салона Cord 812 Roadster. Редкая птица. «812-ый» пытался взять невиданной грацией. Претензия на чистоту линий: тент, радиатор и петли спрятаны в обтекаемый кузов. Никаких подножек, зато сбоку на этом обтекаемом шедевре выведены хромированные трубки компрессора, как на вентиляции в модных клубах. В 1952 г. музей Гуггенхайма специально отметил за «812» дизайнера Гордона Бёрига (Gordon Buehrig).

В современном кино авто стало экипажем для одного из голливудских героев - супермена-призрака в исполнении Стивена Болдуина. Этот обладатель Cord сражался с воскресшим Тамерланом, победил его и посадил в американский дурдом. Но были в жизни Cord 812 Roadster и реальные достижения.

«812-ый» взял рекорд скорости для серийных авто в 1937 г (177,22 км/ч), и при этом установил рекорд экономичности. Одно слово - в гостях у сказки. На самом деле самое красивое в машине - все же фары, спрятанные в передние крылья, но все внимание концентрируется на лакированном капоте редкой формы.

Говорят, он и погубил эту машину. Злые автокритики увидели в нем крышку гроба (ну правда похож). Ещё недавно маклеры прыгали на Уолл-стрит из окон и их хоронили в красивых лакированных... Конечно, покупатель пугался и в 1937 г. фирма обанкротилась. Штампы легендарной 812 купили Graham и Hupmobile, начавшие делать скурвившиеся копии с прилепленными фарами и округленными капотами, стиль же позже растащили на «цитаты».

Вдохновитель этого легендарного авто Эверет Лобан Корд (Everett Lobban Cord) - одна из легенд автопрома. Первую свою фирму Корд залучил так: договорился с банком, что будет бесплатно руководить фирмой-банкротом, но, если прибыль все же появится, 20% причиталось Корду. Кроме того, ему дали право после выкупить у банка контрольный пакет акций дохлой компании по двадцатке за акцию. Можно представить, как ругался банкир, когда сначала отдавал 20% из $3,6 млн. чистой прибыли, а затем за эти же деньги продавал разбогатевшему Корду акции преуспевающей компании всего по двадцать долларов за штуку.

Чуть поодаль совсем незаметен другой перл: крошка-бумер. Она ещё меньше, чем на картинках - трехколесная каракатица с глазами-бусинками. Трудно поверить, что это BMW и, что род «бумеров» обязан своим возрождением именно этой карлице.

Из-за санкций союзников BMW смогла приступить к производству машин лишь в 1951 году. Её первые послевоенные модели 501 и 502 не находили рынка. Инженеры BMW трудились над следующей серией скоростных машин, но для их производства нужны были деньги. Успешный проект-дублер, рассчитанный на массовый спрос, дал бы фирме необходимые финансовые ресурсы.

В начале 50-х национальной идеей немцев было выжить и подняться любой ценой. Для этого нужно было пахать, а, значит, передвигаться, хотя бы на самокате. Уцелевшему немцу, и, главное, немке нужно было недорогое средство передвижения, по возможности более симпатичное, чем консервная банка. Рожденные летать вынуждены были ползать и BMW взяло модель итальянской фирмы Iso. Двухместные машинки отличала скошенная передняя часть, представлявшая собой просторную дверь, открывавшуюся вместе с рулевым колесом и приборной доской. В 1954 году четырехколесная Isetta оказалась на мюнхенском конвейере.

Та что на выставке - трехколесная, такие делали в Англии, там на них можно было ездить по мотоциклетным правам. Кстати, немцы довели мощность до 12 л. с., так что этот маленький холодильник разгонялся до 30 км/ч за 11 секунд и мог пронестись мимо на скорости в 85 км/ч. Сколько дорогих автомарок полегло после войны... Говорят, что и BMW вряд ли бы поднялась, если бы не прорыв с Isetta, так что в блеске проносящегося «бумера» всегда будет частица шарма маленькой итальянки.

Самый мощный стенд посвящен ГОНу - кремлевскому Гаражу особого назначения, у которого в этом году юбилей.

Редкий случай, когда кремлевскую историю можно увидеть во всем бронированном великолепии и разобрать мастодонтов до нюансов. Среди перлов - первый полноприводный лимузин в истории (как утверждают организаторы) ЗИС-110 П, машина редкого оттенка неба, на которой везли Гагарина «из космоса» в Кремль, полноприводная «волга» для брежневской дачи.

Экспозиция начинается ещё с игрушек из царского гаража вроде Peugeot Bebe, увы, дальше идут провалы: из «ленинских» экипажей есть только поздний Rolls-Royce Silver Ghost, из «паккардов» только один красавец (Кремль катался и на Pierce Arrow, и на Lincoln, и на Renault, и, говорят, даже Hispano-Suiza). Штука в том, что и то, что есть-то, в основном чудом спаслось из-под пресса.

Так, в другом конце экспозиции - ржавый ЗИЛ-111, возможно найденный в гараже какого-нибудь облисполкома. Было время, когда старые «чайки» гнили и под окнами УпДДК совсем в центре Москвы. Вообще многое смотрится здесь иначе: прародителем мордатых «доджей» оказывается Dodge WC57 1942 года, пожарка АМО-4 по-своему эффектна, в карибских столицах такие ставят в качестве памятников.

Антикварный рынок во многом живет человеческой недальновидностью, мешающей разглядеть будущее в настоящем. На одном из стендов - простецкая «копейка». Если посмотреть не предвзято, стильная машина: безукоризненные пропорции, мягкие углы, свет и тепло. Модернизм lights. Почти безупречна. Копите пока не поздно. // Александр Андриевский







GAZETA.RU