12.03.2007

JTI придется потратиться на Россию



В прошедшую пятницу акционеры британской табачной компании Gallaher одобрили поглощение со стороны японской корпорации Japan Tobacco Inс. (JTI). В апреле топ-менеджеры JTI и Gallaher приступят к объединению бизнеса в России. Им придется выбрать единый канал дистрибуции - оставить 11 дилеров, работающих сейчас с JTI, или заключить контракт с компанией "Мегаполис", продающей марки Gallaher. Чтобы получить "Мегаполис", JTI придется серьезно раскошелиться- вряд ли лидер местного табачного рынка, Philip Morris, захочет предоставлять конкурентам возможности своего дистрибутора.
О желании купить Gallaher JTI заявила в середине декабря 2006 года. За 100% акций британской компании японцы заплатят 7,5 млрд фунтов ($14,5 млрд). Тогда же совет директоров Gallaher рекомендовал акционерам согласиться с предложением, что они и сделали в прошлую пятницу.
В конце февраля сделку одобрила Еврокомиссия, в начале марта - ФАС России.
Пока о том, как будет проходить объединение российского бизнеса компаний, их представители не говорят. И управляющий по связям с общественностью JTI в России Анатолий Верещагин, и менеджер по связям с общественностью и СМИ Gallaher Liggett-Ducat Елена Мамонтова заявляют, что до завершения сделки (18 апреля этого года) подробностей не последует.
Между тем "Бизнесу" стало известно, что решать вопрос на месте будет региональный президент JTI по странам СНГ и Балтии Мартин Брэддок, который в апреле приедет в Россию.
Одной из его главных задач станет выбор дистрибуционной схемы.
Сейчас японская компания работает в России с 11 оптовыми продавцами, а Gallaher реализует сигареты через компанию "Мегаполис". "Вряд ли последуют изменения в системе продаж до конца года,- полагает президент одного из дилеров JTI, компании "Бизнес-табак", Михаил Данилов.- Пока нет ясности в этом вопросе, но, насколько нам известно, в JTI поддерживают существующую систему продаж, за нее выступает и Мартин Брэддок". Другой источник "Бизнеса" в дистрибуторских кругах, попросивший об анонимности, предполагает, что "вряд ли JTI захочет попасть в зависимость от одного продавца".
Вместе с тем не исключено, что JTI пересмотрит свое отношение к "Мегаполису" и заключит с ним договор на реализацию сигарет. На сегодня этот продавец являетсякрупнейшим в России, став таковым после поглощения оптовых компаний "Меркурий", "Тен-трейд" и "Оптима". Благодаря этим сделкам "Мегаполис", продававший раньше марки Gallaher, Imperial Tobacco и Altadis, получил контракт на продажу брэндов лидера российского табачного рынка Philip Morris. Он также "укрепил" себя инфраструктурой поглощенных дистрибуторов. Именно это обстоятельство, по словам другого собеседника "Бизнеса", знакомого с ситуацией в объединяющихся компаниях, может повлиять на решение JTI. "Но тогда японской компании придется участвовать в большом торге: вряд ли Philip Morris захочет отпустить своего продавца,- говорит он.- Поглотив Gallaher, JTI может выйти на место лидера в России, третьего по уровню потребления сигарет рынка в мире (по данным "Бизнес Аналитики", за 11 месяцев 2006 года доля Philip Morris - 26,6%, тогда как JTI - 17,9%, Gallaher - 17%.- "Бизнес")".
В "Мегаполисе" получить информацию на этот счет не удалось. В Philip Morris также воздержались от комментариев.

МАРИНА СМОВЖ

Газета "Бизнес"