12.03.2007

Защита Windows дала трещину

Набор сервисов Microsoft Live OneCare для защиты Windows справляется с вирусами хуже программ конкурентов, уже давно работающих на рынке. К такому выводу пришли в независимой AV Comparatives. Правда, аналитики все равно обещают OneCare большое будущее – Microsoft умеет «навязывать» свои программы пользователям.

Исследователи AV Comparatives, специализирующейся на тестах антивирусных программ, для последнего испытания взяли 17 разных приложений. В их числе оказалась OneCare, а также российские «Антивирус Касперского» и «Доктор Веб». Их проверяли при помощи 500 тыс. вредоносных программ. Набор сервисов Microsoft оказался единственным, который этот тест не прошел, справившись лишь с 82% предложенных вирусов, сообщает BBC.

Набор сервисов OneCare предназначен для защиты и оптимизации быстродействия Windows XP и Windows Vista. В его состав входят: программа для защиты от вирусов, шпионских модулей (spyware), программа для фильтрации интернет-трафика (брандмауэр) и для резервного копирования данных. Лицензия OneCare на три компьютера стоит $50 в год. В России новый сервис пока не продается, но «точно будет, правда, еще неизвестно, когда именно», говорит пресс-секретарь российского отделения Microsoft Петр Суздалев. Официальный релиз программы в США состоялся 30 мая 2006 года.

Участники тестирования результаты испытаний не оспаривают. Неудивительно, что никаких претензий к исследователям нет у «Лаборатории Касперского» («ЛК»). Впрочем, признаков недовольства не выказывают и в Microsoft. Как рассказал «Газете.Ru» Петр Суздалев, результаты исследования будут учтены при доработке OneCare. В ООО «Доктор Веб» от комментариев по поводу тестирования отказались.

До выпуска OneCare в 2005–2006 годах эксперты ожидали, что новый сервис, как и почти любой другой продукт Microsoft, изменит рынок, получит значительную его долю и после релиза подешевеют все антивирусы. Объем этого рынка агентство Gartner оценивало в $7,4 млрд в 2005 году (подобные цифры за 2006 год появятся лишь сентябре 2007 года). Результаты работы Microsoft пока прогнозам не соответствуют.

По мнению экспертов, OneCare действительно изменил рынок, но значительную его долю получит не скоро. Старший аналитик Jupiter Research Джозеф Уилкокс рассказал «Газете.Ru», что продажи OneCare в США не соответствуют ожиданиям Microsoft. По его словам, ситуация в Европе еще хуже. Аналитик британского агентства Quocircy Боб Тази считает, что новый сервис будет распространяться медленно, однако в долгосрочной перспективе получит большую долю рынка. Уилкокс с ним согласен и полагает, что OneCare будет популярен в первую очередь у рядовых пользователей, которым недосуг вникать в тонкости работы системы безопасности. С ним соглашается Тази. Он отмечает, что корпоративные пользователи предпочтут продукцию традиционных игроков рынка – Symantec, McAfee и др.

Против OneCare, уверен Уилкокс, сыграет схема распространения программы: она не продается предустановленной на компьютерах, как, например, известные антивирусы, разработчики которых имеют соглашения с розничными торговцами. Приобрести OneCare, по его словам, можно только через интернет или в «коробочной» версии в магазинах. По мнению аналитика Jupiter Research, производители антивирусов уже сейчас предпринимают действия, необходимые для сохранения позиций на рынке. Они интегрируют в свои программы все новые и новые сервисы – для защиты от спама, от интернет-мошенников и проч.

Microsoft не стал включать OneCare в дистрибутив Windows Vista, появившейся в продаже 30 января 2007 года. Монопольное положение на рынке корпорация уже использовала как минимум дважды – ранее в состав ОС был включен браузер Internet Explorer, а затем Windows Media Player.

В обоих случаях пострадали конкуренты Microsoft, но за это корпорацию уже несколько раз штрафовал антимонопольный комитет Еврокомиссии. Правда, даже если бы OneCare включили в состав Vista, популярности сервиса это вряд ли помогло бы. Как уже писала «Газета.Ru», в начале марта 2007 года Vista работала всего на 1% компьютеров в мире.

Павел Лебедев

GAZETA.RU