06.03.2007

Год мобильных перемен. Ведущие российские сотовые ритейлеры подвели итоги прошлого года и поделились прогнозами на 2007 год

По их оценкам, в текущем году в количественном выражении рынок не вырастет и даже может сократиться. В условиях насыщения рынка российские сети займутся увеличением эффективности существующих салонов, расширением ассортимента и повышением лояльности потребителей.
Вчера группа компаний "Связной", второй по обороту мобильный ритейлер в России, опубликовала отчет за 2006 год. Лидер - "Евросеть" - обнародовала финансовые показатели еще в декабре (см. "Бизнес" от 15 декабря 2006 года).
Три другие компании, входящие в топ-5 российских сотовых ритейлеров: "Цифроград", Dixis и "Беталинк", поделились с "Бизнесом" предварительными данными за минувший год (см. таблицу).
Оборот "Связного" за 2006 год вырос на 74,3% и составил $1,83 млрд. За год количество салонов "Связного" увеличилось на 29%: по состоянию на 1 января 2007 года у компании насчитывалось 1,2 тыс. магазинов по России. За прошлый год компания продала через свою сеть 4,29 млн телефонов, что на 37% больше, чем годом ранее. Средняя цена аппарата выросла на 28% - до $211.
Как рассказала "Бизнесу" пресс-секретарь "Связного" Елена Ноготкова, в 2007 году средняя цена продаваемых телефонов продолжит расти, причем рост, скорее всего, придется на сегменты от $300-400 и выше. "Рост покупательских возможностей приведет к смещению спроса на более функциональные, имиджевые и дорогие модели",- говорит она.
В "Евросети" прогнозируют, что объем российского рынка мобильных телефонов в штучном выражении в 2007 году сократится с 29,27 млн штук до 28 млн. При этом в денежном выражении он будет расти.
В среднем ежегодный рост будет составлять 10-20% за счет появления новых технологий, например таких как WiMax.
По мнению экспертов, новые тенденции на этом рынке заставят крупных игроков изменить стратегию ведения бизнеса. "Компании уже сейчас приступают к работе над повышением рентабельности и оптимизации бизнеса, развивают новые бизнес-направления, расширяют ассортимент",- рассказывает генеральный директор группы компаний Dixis Алексей Чуйкин. С ним согласен и пресс-секретарь "Беталинка" Дмитрий Березин. По его мнению, "в этом годуосновная борьба развернется за повышение эффективности продаж и, как следствие, удельной выручки на салон".
По прогнозам аналитиков "Беталинка", в 2007 году число торговых точек по рынку сократится с сегодняшних 18-20 тыс.
до 12-14 тыс., нерентабельные салоны будут закрываться.
Впродажах ритейлеров продолжится рост удельного веса цифровой техники и сопутствующих услуг (украшения для телефонов, продажа операторских услуг в салонах и т. п.). По словам управляющего партнера аналитического агентства Most Marketing Виктора Ларионова, на фоне снижения продаж сотовых телефонов будет расти процент продаж более технологичных устройств.
Более четкой станет ниша, в которой будут позиционировать себя российские продавцы телефонов. "Сейчас мы выбрали для себя цель - ставить на клиентов, которые приходят за вторым-третьим телефоном.
Исходя из этого, было названо новое позиционирование - "Центры мобильных перемен",- рассказывает пресс-секретарь "Цифрограда" Татьяна Москалева.- За счет концентрации на этом сегменте мы скорректируем ассортимент в сторону более функциональных моделей".
Из-за насыщения российского рынка отечественные ритейлеры уже несколько лет стремятся осваивать другие страны, причем не только в пределах СНГ. "На сегодняшний день мы изучаем возможности индийского рынка, но пока о конкретных решениях говорить рано",- отмечает пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков. На сегодняшний день компания присутствует в 12 странах бывшего СССР.
Кроме того, в 2007 году на рынке российского ритейла могут произойти значительные перестановки. В конце прошлого года МТС объявила о создании ООО "ТС-ритейл" и планах заняться ритейлом.
Приход такого игрока может потеснить с рынка его многолетних лидеров.

АННА БАЛАШОВА

Газета "Бизнес"