05.03.2007

Мэр увлекся покупкой машин

Юрий Лужков Юрий Лужков предложил компенсировать покупателям малолитражек $1 тыс. Правда, автолюбители денег не получат. Скорее всего, субсидия будет в виде скидки при покупке, а затраты автосалонов будут восполняться с помощью финансовых схем при участии московского правительства.

В четверг на заседании коллегии департамента природопользования и охраны окружающей среды мэр Москвы Юрий Лужков предложил поощрять горожан, которые вместо внедорожников и мощных легковых автомобилей будут выбирать малолитражные и небольшие автомобили с электрическими и гибридными двигателями. «Я готов премировать их тысячей долларов», – заявил Лужков. Если учесть, что «Ока» сейчас стоит $3,5 тыс., а приличная иномарка этого класса – около $10 тыс., предложение мэра, выглядит очень заманчиво. Он предложил и другие виды стимулирования граждан: «Каждую покупку москвичом малолитражной машины можно также поощрять определенными льготами. Речь идет о праве бесплатной парковки на улицах, бесплатном размещении такой машины на стоянку в крытых гаражах и «обнулении» транспортного налога для этих граждан».

Как сообщил «Газете.Ru» источник в московском правительстве, пока неизвестно, как конкретно будет реализовываться программа денежного стимулирования покупателей малолитражек.

Но руководитель столичного департамента транспорта и связи Леонид Липсиц заявил «Коммерсанту», что покупатели денег на руки не получат. Субсидия будет предоставляться в другом виде; например, желающим купить малолитражку будут давать скидку автосалоны, которым затраты тем или иным образом будет компенсировать московское правительство. По мнению независимого эксперта Валерия Тараканова, с этой целью чиновники, например, могут предоставлять льготы при размещение рекламы в городе. «Но прежде, чем объявлять о введении такой программы, надо досконально проработать механизм ее реализации. Например, дилеры просто не имеют право рекламировать скидки на автомобили, без согласия производителей», - отметил он. Производители могут не согласится с тем, что их не привелекли к разработке этой программы.

Что касается «обнуления» транспортного налога, то, по словам депутата Госдумы Виктора Похмелкина, это возможно, только если будет изменено федеральное законодательство. Сейчас госпошлина на автомобиль рассчитывается не по размерам и объему двигателя, а исходя из его мощности. Кроме того, в России пока не существует собственной классификации автомобилей по объему двигателя или другим параметрам, но московские чиновники, реализуя наказа Лужкова, могут воспользоваться международной классификаций. По этим стандартам к малолитражному классу А относятся автомобили, объем двигателя которых не превышает 1 л, а длина – 3,5 м. В Москве таких автомобилей сейчас продается немного, в основном это автомобили китайских и корейских производителей, а также отечественная «Ока».

Впрочем, и сейчас малолитражки мощностью до 50 л. с. транспортным налогом не облагаются.

По словам независимого эксперта Валерия Тараканова, Москва и так является основным потребителем автомобилей класса А и столичные жители покупают около 20 тыс. малолитражных автомобилей из 50 тыс. продаваемых во всей России. Причина этого – транспортные проблемы столицы: пробки и недостаток мест для парковки. По мнению Тараканова, эти факторы, а также рост цен на бензин и без стимулирования со стороны московского правительства повысят в ближайшие пять лет продажу малолитражек в три раза. «Если продажи таких автомобилей будет поощрять правительство, их количество на улицах может увеличиться еще больше. Правда, это зависит от запланированных мер», – добавил Тараканов. Таким образом, Лужкову для реализации обещанного стимулирования продаж малолитражек, скорее всего, придется заплатить около $40 млн в ближайшие пять лет – деньги, которые могли бы пойти на строительство дорог, гаражей или парковок. С другой стороны, вероятно, эта схема гораздо удобнее для отмывания денег. По словам Похмелкина, «деньги в бюджете города есть, но их, скорее всего, разворуют». Похмелкин отметил, что Лужков предложил хорошую идею, но ее реализация из-за того, что ей заниматься будут «московские бюрократы», находится под большим вопросом.

Кстати, эксперты считают, что $40 млн, вложенные в стимулирование продаж малолитражек, существенно ситуацию на столичных дорогах не изменят.

«Пробки, скорее всего, останутся те же. Плюс в маленькой машине свободно можно разместиться только вдвоем: на заднем сиденье ездить неудобно. Значит, на троих нужно будет уже две машины». По мнению Бахирева, средства на улучшение дорожной ситуации надо расходовать равномерно, так как одновременно внимания требуют и дорожная сеть, и общественный транспорт. // Артем Бетев

GAZETA.RU