05.03.2007

Петербургские власти разбирают Wall. Город объявил конкурс на принадлежавшие сети Wall рекламные конструкции

Wall В Санкт-Петербурге разгорелся скандал: власти города, отказавшись продлить контракт с крупнейшим оператором наружной рекламы - немецкой компанией Wall AG, которая 15 лет занималась размещением рекламы в северной столице, начали демонтаж ее рекламных конструкций. В ответ на это группа Wall обратилась в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском против горадминистрации, требуя признать незаконным отказ властей продлить на десять лет срок действия уже истекшего договора.
Как пишет сегодня газета "Коммерсант", Городской центр размещения рекламы (ГЦРР) Петербурга уже демонтировал 68 щитов сити-формата (1,2х1,8 м), принадлежавших компании и собирается завершить демонтаж отдельно стоящих носителей Wall к концу марта. Правительство Петербурга уже объявило о проведении инвестиционного конкурса на размещение остановочных павильонов, на который в ближайшее время единым лотом будет выставлена вся бывшая адресная программа Wall.
С 1992 года группа Wall размещала в Петербурге более 500 конструкций. Контракт был заключен с мэрией Петербурга, комитет по внешним связям которой возглавлял тогда Владимир Путин. По словам генерального директора ГЦРР Александра Кадырова, "это был один из первых договоров на размещение наружной рекламы, его условия нынешним правилам и тарифам не соответствуют". Кадыров сообщил, что в течение 15 лет оператор бесплатно арендовал у города места для остановочных павильонов, а за места под сити-формат платил символическую цену 100 рублей в месяц. Для сравнения: действующие тарифы составляют 70-100 долларов в месяц. По данным центра, в 2006 году Wall заплатил за сеть, размещенную на Невском проспекте и в других престижных местах, всего 64 тысяч рублей. При этом компания была освобождена от расходов на электроэнергию и уборку территории. Поэтому, по мнению заместителя председателя комитета по печати администрации Андрея Воробьева, претензии Wall безосновательные.
ГЦРР уведомил Wall и его российскую "дочку" ЗАО "Валль СНГ" о том, что договоры не будут продлены в октябре 2005 года. Часть договоров истекли 17 февраля этого года, остальные - 1 марта, - пишут "Ведомости".
Представитель Wall Мурат Супатаев утверждает, что в 2006 году Wall перечислила ГЦРР почти 1,4 миллионов рублей. Он подтверждает, что сроки договоров города с компанией истекли. Но 8 февраля Wall подала иск в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, требуя признать отказ продлевать договор незаконным и возобновить договор на следующие 10 лет. Договор предусматривал, что он автоматически продлевается, если за год до истечения его срока он не был расторгнут заказным письмом. "ГЦРР не расторг договор, а уведомил нас о нежелании его продлевать", - уверяет Супатаев. По данным официального сайта арбитражного суда, слушание дела назначено на 19 марта. Партнер фирмы "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев отмечает, что с точки зрения закона расторжение договора и нежелание его продлевать - разные вещи. "Юристы немецкой компании могут упирать на факт, что, если бы договор не был расторгнут, он длился бы не 15, а 25 лет", - говорит он "Ведомостям". А старший юрист DLA Piper Алексей Скворцов не видит разницы между уведомлением о расторжении договора и уведомлением о нежелании его продлевать.
В 2003 году договор с Wall уже пытались расторгнуть власти Москвы. Комитет по рекламе правительства Москвы решил аннулировать договор, не признав себя правопреемником расформированного комитета пассажирского транспорта города и госпредприятия "Мосгороформление", заключивших в 1992 году с Wall договор сроком на 20 лет. Решение компания оспорила в суде. И хотя московский арбитраж чиновников поддержал, кассационная инстанция удовлетворила иск компании, - рассказал "Коммерсанту" Мурат Супатаев.
По словам председателя комитета рекламы Москвы Владимира Макарова, столица намерена также вскоре перейти к активным действиям в отношении Wall. Макаров заявил, что компания, ссылаясь на договор с Москвой, "вообще не платит городу аренду". "Мы будем решать этот вопрос: Wall не подала документы на заключение нового пятилетнего договора, обязательного для всех операторов,- отметил он.- Соответственно, ее конструкции теперь можно демонтировать, а места выставить на конкурс". Представитель "Валль-СНГ" Валерий Кинкулькин от комментариев газете отказался.
Участники рынка называют рекламные места Wall интересным активом и готовы участвовать в торгах. Глава представительства News Outdoor Russia в Петербурге Владимир Рябовол назвал бывшую сеть Wall "достаточно интересной с коммерческой точки зрения". "Это отличный актив, интересный и для нас, и для других игроков",- говорит гендиректор группы Gallery Салим Тарани. По его оценке, если на конкурс будут выставлены рекламные места Wall в Москве и Петербурге, операторы рынка заплатят за два пятилетних контракта 1,5-2,5 миллиона долларов, - сообщает "Коммерсант".

Немецкая компания Wall AG - 11-й по величине оператор наружной рекламы в мире. Компания работает в 60 городах восьми стран. 53% ее акций принадлежат предправления Wall Хансу Валю, 13% - Даниелю Валю, оставшиеся 35% - JCDecaux. Выручка в 2006 году составила 134,5 миллиона евро. По данным "ЭСПАР-Аналитик", по числу рекламных поверхностей Wall входит в десятку крупнейших в России: ей принадлежат 1,2 тысяч конструкций в Москве и более 920 в Петербурге. По оценке "ЭСПАР-Аналитик", выручка в России превышает 3 миллиона долларов. Из них на Москву приходится около 2 миллионов долларов, на Петербург - более 1 миллиона долларов.