05.03.2007

Шведы решили "завязать" с Absolut. Мировой алкогольный рынок может потрясти очередная громкая сделка



На прошлой неделе стало известно, что популярная шведская водка Absolut может сменить собственника. Российские эксперты считают, что к кардинальным изменениям на отечественном рынке алкоголя это не приведет.
Шведское правительство решило продать находящуюся в государственной собственности компанию Vin & Sprit AB, которая производит водку Absolut.
Правительство оценило компанию в 40 млрд шведских крон (4,3 млрд евро).
В минувшем году компания Vin & Sprit продала по всему миру 11,2 млн 9-литровых кейсов Absolut на 5,88 млрд шведских крон (640 млн евро).
В своем отчете за 2006 год компания отметила, что не только продемонстрировала рост продаж марки в натуральном выражении на приоритетном для нее американском рынке, но и увеличила там собственную долю, потеснив других игроков.
В России водка Absolut имела серьезные позиции в начале 90-х годов прошлого века, но с тех пор ее продажи заметно сокращаются. Сегодня доля Absolut, как, впрочем, и всей импортной водки, на российском рынке крепкого алкоголя ничтожно мала.
Директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз называет факт продажи примечательным. По его оценке, завод Vin & Sprit может стоить $30-50 млн. "Значит, остальная сумма будет отдана за брэнд, что делает его самым дорогим на рынке",- говорит он. Предыдущий рекорд максимальной стоимости алкогольного брэнда - $2,3 млрд.
Столько заплатила в 2004-м Bacardi Ltd компании Sidney Frank за марку премиальной водки Grey Goose.
В числе потенциальных покупателей Absolut называются крупные транснациональные компании Diageo, Fortune Brands и Pernod Ricard. Кроме того, шведский брэнд может быть интересен и другим крупным игрокам этого рынка, полагают эксперты. В Pernod Ricard категорически отказались комментировать действия компании, а в пресс-службе Diageo сообщили, что "могут купить, а могут и не купить компанию", и от дальнейших комментариев также отказались.
Тем не менее возможная сделка никак не повлияет на расстановку сил на российском рынке. По мнению начальника управления информации и внешних связей ФГУП "Росспиртпром" Дмитрия Доброва, изменение собственника и активизация маркетинга водки Absolut существенно не отразятся на ее позициях на отечественном рынке. Помимо того что российские производители контролируют львиную долю внутреннего рынка, в последнее время они активно осваивают и премиум-сегмент, разрабатывая новые люксовые брэнды. Так, по данным исследовательского агентства "Бизнес Аналитика", по итогам первого полугодия 2006 года водка Absolut занимает второе место на российском рынке водки премиального сегмента по цене свыше 240 руб. за 0,5 л (в городах с населением свыше 100 тыс. человек), уступая лидерство отечественному производителю с водкой "Русский стандарт".

Absolut Vodka
АЛЕКСЕЙ КУЗЬМЕНКО

Газета "Бизнес"