05.03.2007

Туристы объезжают Россию стороной

Россия оказалась далеко не самой привлекательной страной для туризма. В рейтинге Всемирного экономического форума она оказалась на 68-м месте. С наличием многочисленных проблем в туристическом бизнесе согласны все специалисты, но Ростуризм считает оценку несправедливой.

Россия вряд ли станет туристической Меккой в ближайшее время. Согласно исследованию Всемирного экономического форума в Давосе, наша страна находится на 68 месте по уровню привлекательности для путешественников. А вот самыми конкурентоспособными с позиций туристического бизнеса оказались Швейцария, Австрия и Германия. Замыкают список Ангола, Бурунди и Чад. Всего в «Докладе о достижениях в области путешествий и туризма 2007» было исследовано 124 страны.

«Всемирный экономический форум почти три десятилетия изучает проблемы национальной конкурентоспособности. Исходя из важности индустрии путешествий и туризма для мировой экономики, задачей «Доклада о достижениях» является изучение факторов, стимулирующих развитие путешествий и туризма во всем мире», – сообщил Клаус Шваб, действующий председатель Всемирного экономического форума. Подобное исследование в сфере туристического бизнеса проводится впервые, а публикация рейтинга приурочена к Международной туристической ярмарке в Берлине.

Страны ранжировались по 13 критериям. Прежде всего учитывались законодательные и политические аспекты, экология и уровень безопасности страны. При этом природная и культурная привлекательность указана последней. Также важными при отборе оказались уровень развития и качество транспортной инфраструктуры, доступность информационных и коммуникационных технологий и то значение, которое придается туристической отрасли в каждой конкретной стране. Россия занимает место между Кувейтом (67) и Гватемалой (69).

Впрочем, если рассматривать только страны СНГ, попавшие в туристический реестр, мы занимаем второе место. Тут нас обгоняет лишь Грузия (66 место), 74 и 75 места занимают Армения и Азербайджан, на 78-м находится Украина, а на 82-м – Казахстан.

Россия перспективная и привлекательная в туристическом плане страна, уверены специалисты, но есть проблемы, которые требуют обязательного решения. В частности, проблема дорожно-транспортной инфраструктуры. «Чуть дальше от центра, и дороги значительно ухудшаются», – говорит Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ). Много проблем и с самим транспортом – с самолетами, круизными судами, автобусами. «Туристических автобусов хороших в России нет, а чтобы завезти новые зарубежные автобусы надо заплатить огромные таможенные пошлины», – напоминает представитель РСТ.

При этом, по мнению Тюриной, такие оценки безопасности России являются довольно спорными. Эксперт считает, что происшествий у нас не больше чем в других странах, но чрезмерное привлечение к ним внимания снижает привлекательность страны для приезжих. «Туристы концентрируют внимание на культурно-историческом наследии страны, в опасные промышленные города они не попадают», – уверен вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. По его мнению, проблем с безопасностью у этих туристов нет, но среди людей, не поехавших в Россию, ходит миф об опасности поездки. «Это вина негативного пиара и практически полного отсутствия позитивного, – считает Канторович. – И когда турист приезжает и видит в аэропорту неулыбчивые лица сотрудников аэропорта, миф о недружелюбности русских подтверждается».

Еще об одной существенной проблеме напоминает вице-президент АТОР: «Проблемы с визами не в том, что их сложно получить, а в том, что непонятно, почему они вообще есть. Например, с Китаем у нас безвизовый режим, а европейцам необходимо оформлять визы». Кроме того, популярность России не повышает высокая цена виз, порой достигающая цены билета. Они гораздо дороже, чем те, которые получают россияне в иностранных консульствах, замечает Канторович.

К перечисленным проблемам специалисты добавляют недостаточное количество гостиниц, неразвитость гостиничных услуг, высокие цены. Иностранные инвесторы рады бы прийти на российский рынок в гостиничный и туристический бизнес, но тут они постоянно сталкиваются с бюрократическими препонами. Решением проблем должно заниматься государство в целом. «Это зависит не только от Федерального агентства по туризму», – добавляет Ирина Тюрина. «У России должен появиться имиджевый бюджет, – считает Канторович, – а в аэропортах туристам должны улыбаться».

«Мы могли бы занять гораздо более высокую строчку», – считают в Федеральном агентстве по туризму (ФАТ). Пресс-секретарь ФАТ Денис Лазарев уверен, что оценки, содержащиеся в исследовании, не отражают последних законодательных изменений в области туризма. «Если бы учитывались законы о рекреационных зонах и о безопасности туристов, принятые в начале года, Россия значительно поднялась бы», – считает Лазарев. В агентстве согласны с наличием визовых проблем, неразвитостью дорожной инфраструктуры, но «по критерию госрегулирования и законодательства оценка должна быть выше». //Оксана Новоженина, Тимур Грин

GAZETA.RU