02.03.2007

Забастовки ушли с «Форда»

Рабочие завода «Форд-Всеволожск» помирились с руководством предприятия спустя две недели после забастовки. Рабочие гарантировали, что больше не будут останавливать производство «Фокусов», а руководство обещало внести изменения в коллективный договор.

В четверг стало известно, что руководству завода «Форд-Всеволожск» удалось уговорить рабочих предприятия подписать коллективный договор, который чуть не стал причиной продолжительной остановки производства. После забастовки рабочих 14 февраля, которая стоила «Форду» 303 несобранных автомобилей «Фокус», начались переговоры по улучшению условий труда рабочих, которые не прекращались вплоть до последнего времени. В итоге, после двух недель напряженных споров, профсоюз смог добиться удовлетворения своих требований.

По словам лидера профсоюза Алексея Этманова, все льготы нового договора он считает последствиями удачно проведенной забастовки, потому что другими мерами добиться улучшения условий от руководства было невозможно.

Так, согласно новому варианту коллективного договора, рабочих ждет повышение зарплат на 14–20% и дополнительный день отпуска для всех сотрудников. Кроме того, администрация обязуется предоставлять компенсации и гарантии работникам, задействованным на сложных участках производства. Они получат от 5 до 7% доплаты к окладу и/или дополнительные дни отпуска (от 6 до 12 дней). Если по медицинскому заключению человек не сможет выполнять свои обязанности, его не уволят, а переведут на другую работу. Если же сразу вакансию подобрать не смогут, в течение трех месяцев он будет получать зарплату и сохранять право на первоочередное трудоустройство на предприятии.

Если работник частично или полностью потеряет здоровье на заводе, он получит выплату в размере годового оклада. Также будет введена выплата по выслуге лет (5 лет) в размере 10 тыс. рублей и увеличено пособие по рождению ребенка до 7,5 тыс. рублей.

Было у профсоюза еще одно требование – отказ от заемного труда. Сегодня, по словам Алексея Этманова, примерно 10% работников завода имеют договора не с самим предприятием, а со сторонними агентствами, что делает их фактически бесправными. Полностью отказаться от заемного труда компания не обещает, но обязуется, что в будущем число таких работников не будет превышать 6% и лишь в экстренных случаях может быть увеличено до 20%.

По словам Этманова, за последние несколько дней профсоюзу удалось добавить к вышеперечисленному еще один пункт.

Руководство завода обязалось в случае вывода отдела логистики из структуры завода предложить работникам этого отдела места на самом предприятии с аналогичной зарплатой. Причем, если сразу обеспечить всех работой на заводе не удастся, в течение года они будут иметь преимущество при появлении вакансий. На этот же перевод все льготы и социальные блага, прописанные в контракте для работников завода, будут распространяться и на них.

Получается, что тактика решения проблем рабочих с помощью забастовок остается по-прежнему эффективной.

Если в прошлом году частичная остановка производства на «Форде» помогла профсоюзу получить прибавку к зарплате, то в этом году полная остановка предприятия на сутки позволила заключить выгодный коллективный договор. Нынешний кризис на всеволожском «Форде» стал следствием недовольства рабочими коллективным договором, предложенным руководством предприятия. Было принято решение бастовать. Однако акция протеста состоялась только в середине февраля, потому что до этого руководство всячески мешало профсоюзу провести собрание, без которого забастовка была бы незаконной. Сотрудникам завода пришлось собираться на улице, где они проголосовали за проведение забастовки 14 февраля.

Несмотря на то что забастовка была объявлена бессрочной, ровно спустя сутки после ее начала конвейер вновь заработал. За это время забастовка была признана судом незаконной, а коллектив завода согласился на переговоры, видимо, испугавшись ответных мер со стороны руководства.

Впрочем, как рассказала «Газете.Ru» адвокат рабочих Рима Шарифуллина, сейчас бастовавшим сотрудникам ничего не грозит – официально решение суда было оглашено, уже когда завод снова заработал, а значит, формально нарушения не было. Переговоры между сторонами затянулись более чем на две недели, за это время, по неподтвержденной информации, в них приняли участие как главы европейского Ford, прилетавшие во Всеволожск, так и работники немецкого завода компании, которые в своем письме российским коллегам выразили им полную поддержку.

Однако в дальнейшем работникам не удастся выбить для себя еще льгот путем остановок производства. Гарантия прекращения забастовок была одним из главных условий заключения мира. Впрочем, переговоры между рабочими и руководством вскоре будут возобновлены, так как остались некоторые нюансы. // Антон Иванов

GAZETA.RU