02.03.2007

Неравноценный обмен



За день до предполагавшегося обсуждения вопроса о снижении НДС до 15% Минфин неожиданно поменял позицию, отказавшись, как минимум в ближайшие три года, изменять ставку налога. Единственная уступка, на которую готово пойти ведомство Алексея Кудрина,- снизить ставку налога на прибыль до 20%. Саботаж поручения, данного Минфину три недели назад, с высокой вероятностью приведет к очередному скандалу на сегодняшнем заседании правительства.
Напомним, что 13 февраля на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам министр финансов Алексей Кудрин предложил снизить НДС до 15%, правда, при условии повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ранее неуступчивый Минфин изменил позицию после встречи Владимира Путина с представителями правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которые пожаловались президенту на жесткую налоговую политику. Вдохновителем идеи снижения НДС (причем сразу до 13%) на встрече выступил глава "Базового элемента" Олег Дерипаска. Премьер-министр Михаил Фрадков дал поручение Кудрину просчитать объем выпадающих доходов в случае снижения НДС до 15% и представить данные на сегодняшнем заседании правительства.
Однако в последний момент Минфин передумал. Вчера замминистра Сергей Шаталов заявил, что бизнесменам не стоит рассчитывать на снижение НДС как минимум в течение трех лет. По всей видимости, на решение Минфина обождать с облегчением налогового бремени повлияла и статистика по сбору НДС: в прошлом году вместо запланированных 958,1 млрд руб. в бюджет поступило лишь 924 млрд руб.
В докладе об "Основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы", который сегодня будет рассматриваться на заседании кабинета министров, об изменении ставки НДС не сказано ни слова.
"Думаю, что правительство не согласится с такой позицией, и Минфину будет дано повторное поручение просчитать возможность снижения НДС",- говорит источник "Бизнеса" в аппарате правительства.
В качестве компенсации бизнесу Шаталов обещает рассмотреть возможность снижения налога на прибыль с 24 до 20%. Однако предприниматели заявляют, что такая "рокировка" их не устраивает. "Уменьшение налога на прибыль - это, несомненно, плюс. Тем не менее для нас более актуально добиться снижения НДС",- говорит председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. Как таковой НДС уже не устраивает ни бизнесменов, ни самих налоговиков, уверен эксперт.
"Первым тяжело его уплачивать, вторым - администрировать",- утверждает ДаниловДанильян. И если Минфин отказывается рассматривать предложение по замене НДС налогом с продаж, необходимо снижать ставку НДС.
Снижение налога на прибыль не приведет к облегчению налогового бремени, соглашается управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов. "Во-первых, прибыль есть не у всех организаций, во-вторых, суммы этого налога, уплачиваемые компаниями, не очень велики.
По крайней мере с НДС их сравнивать трудно. Думаю, многие даже не почувствуют экономического эффекта от снижения ставки налога на прибыль",- полагает Добронравов.
Впрочем, некоторые эксперты встают на сторону Минфина. "Снижать НДС нельзя ни в коем случае",- говорит председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы, эксперт "ОПОРЫ России" Михаил Орлов. "В первую очередь необходимо сосредоточиться на решении проблем с администрированием НДС. Этот процесс настолько плохо отлажен, что не позволяет выполнять даже план по сбору налога,- говорит Орлов.- Эти проблемы возникли потому, что поправки по изменению порядка начисления и уплаты НДС были приняты в спешке. Надо признать, что не все инициативы пошли на пользу".
Впрочем, идея снижения НДС имеет немало сторонников не только среди предпринимателей, но и среди министров. Именно поэтому снижение ставки налога может произойти ранее намечаемого Минфином срока. Как утверждает источник "Бизнеса" в одном из федеральных органов власти, в бюджетном послании президента немалое внимание будет уделено налоговым проблемам, при этом далеко не все положения послания совпадут с позицией Минфина.


КСЕНИЯ БАТАНОВА
ИВАН МАРЧУК

Газета "Бизнес"