01.03.2007

Операторы ищут вход в гипермаркеты вокруг которых много автомобилей

Компания "Несте Санкт-Петербург" придумала, как развивать городскую сеть заправок в условиях острого дефицита свободных участков. Оператор планирует открывать свои станции на территориях, прилегающих к крупным гипермаркетам и торговым центрам. В аналогичном направлении движется и холдинговая компания "Фаэтон", ведущая переговоры о сотрудничестве с рядом ритейлеров. Интерес операторов к подобным проектам закономерен: объем продаж на АЗС по соседству с гипермаркетами на 50% выше, чем в среднем по городу.

В условиях острого дефицита участков под строительство АЗС "Несте Санкт-Петербург" решила использовать территории, прилегающие к крупным магазинам. Первую такую заправку компания открыла на прошлой неделе по соседству с гипермаркетом "Лента" на Московском шоссе. Станция работает в специальном формате Quick Stop, что позволяет заметно сократить время обслуживания автомобилистов. После заправки клиент получает квитанцию со штрих-кодом, на которой указано количество литров и марка бензина. Оплата счета производится при выезде с территории АЗС у кассира-оператора, выходить для этого из машины не требуется. Процесс заправки фиксируется видеокамерой и различными датчиками.

По словам гендиректора "Несте Санкт-Петербург" Олега Шалимова, на подготовку первого проекта формата Quick Stop ушло около года. "Если пилотный проект окажется успешным, то, возможно, новый формат будет применяться и в Финляндии", -- отметил господин Шалимов. Объем инвестиций в одну АЗС формата Quick Stop составил более €1 млн. Оператор планирует в текущем году открыть 8-10 АЗС в Петербурге и Ленинградской области, инвестировав в расширение сети около €20 млн. Однако, сколько именно заправок будет работать в новом формате, компания пока не разглашает.

Тем временем у Neste уже появился конкурент. Холдинговая компания "Фаэтон" также собирается заключить стратегический союз с крупными городскими ритейлерами и развернуть на прилегающих к их магазинам территориях свои заправки. По словам генерального менеджера сети автозаправочных комплексов Aero Антона Иванова, компания ведет переговоры и в ближайшее время подпишет договор о строительстве АЗС возле одного из гипермаркетов, но до оформления всех документов говорить о том, кто станет их партнером, компания не хочет. По словам господина Иванова, в Германии 12% АЗС располагается на территории гипермаркетов.

Между тем в Петербурге пока всего три развивающиеся сети гипермаркетов, которые могут быть потенциальными партнерами для АЗС: это "Лента", "О'кей" и "Карусель". Источник в сети гипермаркетов "О'кей" сообщил Ъ, что переговоров с топливными операторами его компания не ведет. В сети "Карусель" и вовсе отказались комментировать свое возможное участие в подобных проектах. Впрочем, с инициативой реализации совместных проектов выступают не только топливные операторы. По информации РБК, сеть магазинов "Патэрсон" в мае 2007 года планирует приступить к строительству нескольких десятков магазинов на АЗС в одной из областей Центрального региона РФ, а если проект окажется удачным, то через шесть месяцев после его начала "Патэрсон" будет развивать аналогичные проекты и в других регионах России.

По мнению президента НП "Нефтяной клуб" Олега Ашихмина, сотрудничество с ритейлерами операторам выгодно. Топливные компании получают возможность приобрести участки дешевле, чем могли бы это сделать через устраиваемые горадминистрацией аукционы. Помимо этого прилегающие к крупным гипермаркетам территории имеют достаточную для организации АЗС площадь и гарантированный автомобильный поток. Так, ежесуточная прокачка заправки Neste у гипермаркета "Лента" достигает 25-30 тыс. литров в сутки, тогда как в среднем по городу этот показатель составляет 15-20 тыс. литров в сутки.

Мария Мокейчева, Мария Шевченко

КоммерсантЪ