21.02.2007

Реклама без пауз. УФАС по Чувашской Республике признало рекламу неэтичной

«Наша мебель из Европы – колыбель для вашей…» Щит с такой рекламой простоял на Московском проспекте недолго. Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Чувашской Республике признало ее неэтичной, нарушающей общепринятые нормы. Слово, зашифрованное в многоточии, легко угадывается, литературным назвать его никак нельзя. Так что нарушение Закона «О рекламе» здесь было налицо.

Чтобы убедить в этом авторов, сотрудникам республиканского управления ФАС пришлось немало потрудиться. И «Основы русской пунктуации» оказались весьма кстати. Другой «настольной» книгой по нарушениям в рекламе можно назвать «Толковый словарь русского языка» Ожегова. Особенно она к месту, когда приходится разбирать рекламную продукцию со словом «халява».

Почему-то оно очень любимо работниками рекламного бизнеса. Этим просторечным и, как сказано в «Толковом словаре», жаргонным выражением не гнушаются при рекламировании своего товара даже предприятия с претензией на утонченность и стиль. Например, один салон обуви запустил недавно на местных радиостанциях такую «гламурненькую» рекламу. Актер, пытающийся изобразить голос легендарного советского диктора Левитана, объявляет о «февральской революции цен». «Халява, товарищи!» – буквально орет он. Между тем слово «халява» – значит «бесплатно, задаром». На самом же деле авторы рекламы имеют в виду лишь скидки. И в этом можно усмотреть другое нарушение закона - введение потребителя в заблуждение. К тому же употребление жаргонных слов в рекламе делает ее непривлекательной, а порой и непристойной.

Такой вывод, в частности, был сделан ФАС в отношении рекламного буклета ЗАО «Связной Загрузка». «МТС загружает подарками! Все, что здесь, плюс куча халявы!» – зазывала первая страничка издания. Абонентам сотовой связи предлагалось загрузить игры, картинки. Желающих нашлось немало, ведь думали, что бесплатно. Но на самом деле со счетов были сняты большие суммы. В буклете говорилось, что с подробностями акции можно ознакомиться на такой-то странице. Но прочитать что-либо там оказалось нереально - настолько мелкий шрифт. За это, а также за непристойные картинки, предлагаемые к «закачке» (идеологи акции безуспешно пытались утверждать, что они не имеют никакого отношения к порнографии), ЗАО пришлось держать ответ.

– Изготовители рекламы, - сказала в интервью «ЧН» начальник отдела естественных монополий и рекламы Людмила Железина, - часто эксплуатируют сексуально-эротическую тематику. И, случается, продукция приобретает двойной смысл, оказывается на грани непристойности. Как вам, например, реклама пылесоса, которая звучит так: «Сосу за копейки!»?

На игре слов «погорели» однажды организаторы увеселительных мероприятий Центрального ресторана. В определении вечеринки они использовали слово, первая часть которого состояла из английского «PEACE», что в переводе означает «мир», а другая была написана на русском – «датая». Все бы хорошо, только иностранное слово читается как «пис». Вот и получилось очень непристойно. К счастью, этот рекламный плакат провисел недолго – он был снят с ресторана сразу же после звонка ФАС. Так что даже дело не пришлось заводить.

– Редкая реклама, – продолжает Людмила Анатольевна, – обходится без образа красивой женщины. Вот, например, рекламный щит одного предприятия: на нем – девушка и две надписи: «Чебоксарский электроаппарат» и «Вам понравится с нами работать!» Что имеется в виду? Причем здесь девушка?

А реклама вечеринки «Кантри Клаб» вылилась в настоящую борьбу ФАС за честь и достоинство женщины. Информация о том, что в клубе организуется «Халява – Кантри – Вакханалия», была опубликована в одной из местных газет. Обещали, что все – и выпивка, и еда, и дискотека - будет бесплатно. И даже «девушкам – женихи бесплатно, женщинам – мужики бесплатно». При этом реклама содержала информацию о стоимости входного билета. Получалось, что оказываемые клубом услуги совсем не бесплатны, а входят в стоимость билета. И слово «вакханалия» вызывает негативное восприятие. «Развратное празднество, исступленная попойка, дикий разгул» – вот его значение. Эта же реклама была признана некорректной. «Красивые девушки, настоящие мужчины отдыхают в развлекательном комплексе «Кантри Клаб». Значит, девушки, выбравшие для отдыха другие заведения, не могут считаться красивыми?

Да, реклама – двигатель торговли. И преследует она сейчас нас повсюду: по телевизору, по радио, в газетах, на столбах, на квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг. Хорошо хоть в троллейбусах запретили крутить рекламу. Но вот в Чебоксарах появились автобусы с телевизорами и поручнями-рекламоносителями. И даже на оборотной стороне обычных контрольных билетов теперь можно прочитать – «Ваше рекламное место».

Вера ФОМЫЛИНА.


sovch.chuvashia.com