16.02.2007

Axel Springer ищет поддержки на российском рынке



Немецкий медиаконцерн Axel Springer сделал предложение о покупке ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" нескольким компаниям. Как сообщает сегодня "Коммерсант", среди потенциальных покупателей группа Sanoma WSOY, владеющая ИД Independent Media, ИД "Ашет Филипаки Шкулев" и фонд прямых инвестиций UFG Private Equity, владеющий 49% акций газеты "Жизнь". Приоритетный вариант сделки для Axel - обмен акций "Аксель Шпрингер Раша" на долю в крупном российском ИД.

Компании получили предложение от немцев около месяца назад. "Коммерсант" утверждает, что сегодня переговоры ведут финская компания Sanoma WSOY, ИД "Ашет Филипаки Шкулев" и фонд прямых инвестиций UFG Private Equity, генеральным партнером которого является Борис Федоров. 13 февраля исполнительный директор международного подразделения Axel Springer по Восточной Европе Андрес Стилк приехал в Россию для ведения переговоров. Переговоры по "Аксель Шпрингер Раша" ведет также в европейском офисе директор подразделения журналов и международных связей концерна Андрес Вилли. Соответствующие договоры будут подписаны в ближайшее время, участники переговоров пока достигли соглашения о конфиденциальности.

Представитель пресс-службы компании Sanoma WSOY господин Лауконен, председатель совета директоров Independent Media Елена Мясникова и Борис Федоров вчера не дали газете комментарии. Глава ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев также не стал ни о чем рассказывать. Информацию о возможной продаже компании не подтвердила гендиректор ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" Регина фон Флеминг, однако, она отметила, что "стратегия Axel Springer в России предполагает партнерство с игроками местного рынка".

Эксперты отмечают, что сейчас Axel Springer находится в непростой ситуации в России. По мнению вице-президента Гильдии издателей периодической печати Евгения Абова, деятельность компании в нашей стране несоразмерна масштабам их бизнеса в Европе. Кроме того, сегмент рынка, в котором они здесь работают, для них нехарактерен. В самом Axel Springer также недовольны финансовыми показателями в международном подразделении (компании работают в 31 стране): в 2005 году оно принесло Axel Springer лишь 16% от всех доходов концерна, что составило 384 миллиона евро. Головной офис рассчитывает довести этот показатель до 50%.

Заместитель гендиректора ИД "Деловой мир" Вячеслав Керров считает, что "оборот в 15 миллионов евро для российской издательской компании крайне невелик. И есть ощущение, что доходным активом в российском Axel на сегодня является только Forbes, а еженедельники Newsweek и ОК! - затратные проекты с долгой окупаемостью. Журнал же Wallpaper Axel вообще вынужден был закрыть в конце прошлого года".

По мнению гендиректора агентства "Медиамарк" Константина Исакова, риски, связанные с выпуском Forbes и Newsweek, для Axel Springer достаточно велики: "помимо того, что это нехарактерный сегмент для Axel Springer, в России он особенно сложен, так как сильно зависит от политических факторов, и очевидно, что немцы с этим давлением извне не справляются, теряя контроль над ситуацией". В качестве примера он приводит гибель главного редактора Forbes Пола Хлебникова и скандал, связанный с публикацией материала о главе "Интеко" Елене Батуриной: "Головной офис более суток думал, как на это отреагировать".



В Axel Springer понимают, что стать заметным игроком на российском медиарынке концерн сможет лишь после выхода в сегмент массовых изданий. По словам сразу нескольких участников рынка, Axel Springer уже вел переговоры о покупке газеты "Жизнь" (до того как пакет акций ее издателя - компании "Ньюс Медиа" - приобрел фонд UFG Private Equity), а также рассматривал возможность запуска газеты Bild (ее тираж в Германии 3,70 миллионов экземпляров). "Но выйти с таким проектом на российский рынок "с нуля" сейчас очень сложно и дорого (по оценкам экспертов, не менее 30-40 миллионов долларов - Ъ)",- говорит Евгений Абов. С ним соглашается и директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев: "Остальные крупные иностранные издатели, самостоятельно выходившие на российский рынок - Burda, Conde Nast и другие, сделали это раньше, чем Axel. Теперь конкуренция на рынке слишком высока, и партнерство с действующим игроком для немецкого концерна - практически единственный шанс получить заметную долю локального рынка", - пишет "Коммерсант".

ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" - подразделение одной из крупнейших в Германии медиагрупп Axel Springer AG с оборотом 2,39 миллиардов евро. Издает в России журналы по лицензиям: Forbes (американский Forbes), Newsweek (The Washington Post) и собственный ComputerBild. Источник, близкий к компании, оценивает оборот ЗАО в 2006 году в 15 миллионов евро.
Фото Reuters