15.02.2007

Крупнейшая сделка в истории страхового рынка России: "Наста" перешла к группе Zurich



НАСТА Страховая компания "Наста" объявила вчера о подписании соглашения с группой Zurich Financial Services. Иностранный холдинг получил контроль над мажоритарной долей в капитале отечественной компании (66%) с "согласованным увеличением доли до 100% к 2010 году". По словам президента "Наста" Гарри Делба, до середины года сделка полностью завершится. По словам президента "Наста", у прежнего владельца компании Михаила Николаева на этом этапе остается блокирующий пакет. Впервые за всю историю страхования в России иностранный страховщик приобрел контрольный пакет крупного игрока для получения стремительно растущего бизнеса.

Еще прошлым летом стало известно о том, что Гарри Делба намеревается продать иностранному партнеру блокпакет акций. За 25% страховщика планировалось получить 50 миллионов долларов, в 200 миллионов долларов была оценена вся компания. Поиском покупателя занялся Deutsche Bank. Около десяти потенциальных инвесторов проявили интерес к компании на первом этапе. Крупнейшая компания Чехии Сeskа pojistovna, а также Zurich Financial Services дальше других продвинулись в переговорах. Как пишет газета "Ведомости", близкий к "Наста" источник уверял, что именно чешская компания почти договорилась о покупке, но вчера было объявлено о покупке "Наста" группой Zurich. Финансовые детали сделки стороны не раскрывают. Однако, - пишет "Коммерсант", если руководствоваться оценками, прозвучавшими ранее, 66% страховщика обошлись швейцарцам в 132 миллиона долларов. При этом консервативная оценка, обычно применяющаяся к страховщикам на Западе (взносы, умноженные на 0,7), дает 115 миллионов долларов. Продажа "Насты", таким образом, стала крупнейшей сделкой на российском страховом рынке. До сих пор иностранцы покупали контрольный пакет российских страховщиков ради лицензий, отмечает Клековкин. Покупка "Насты" одним из крупнейших европейских игроков говорит о перспективности нашего рынка, считает президент Национальной страховой группы Юрий Решетняк. Он уверен, что подобные сделки еще будут в этом году, - пишут "Ведомости". Директор департамента рейтингов финансовых институтов "Эксперт РА" Павел Самиев считает, что инвестора привлекло в "Насте" то, что это достаточно сильный бренд и хорошая филиальная сеть. Более 60% компании приходится на автострахование, по объемам премии от продажи ОСАГО компания занимает 7-е место (1,6 миллиардов рублей).

Группа Zurich является одним из крупнейших в мире страховщиков и присутствует в России с 1996 года. Десять лет назад она приобрела 49% акций страховой компании "Вестроссо" (переименована в "Цюрих"), а в 2005 году прямое участие швейцарцев в капитале этой компании было доведено до 100%. По итогам прошлого года "дочка" Zurich заняла 74-е место в рэнкинге страховщиков по сумме сборов. Этот показатель у компании составил чуть менее 1 миллиардов рублей. За аналогичный период сборы компании "Наста" превысили 6,5 миллиардов рублей, что соответствует 12-му месту в рэнкинге, - сообщает газета "Бизнес".

Некоторые эксперты считают обнародованную ранее 200-миллионную оценку "Наста" завышенной. Так, Павел Самиев считает, что стоимость страховщика составляет 100- 150 миллионов долларов, соответственно, сумма сделки не должна была превысить 80 миллионов долларов.

Гарри Делба рассказал, что в ближайшие два-три месяца будет подготовлен план интеграции "Наста" в группу. Этот план, по его словам, "не предусматривает специальной роли "Цюриха"". Заместитель гендиректора "Цюриха" Сергей Савосин отказался комментировать возможное слияние и варианты сотрудничества двух компаний до утверждения плана интеграции, - пишет "Бизнес".

Глава НСГ Юрий Решетняк считает, что эта сделка - знаковое явление, "поскольку впервые иностранцы приобрели контроль над крупным оператором рынка, занимающимся массовыми видами страхования". По его словам, эта сделка станет сигналом для других стратегических инвесторов, которые пока присматривались к российским страховщикам. С ним согласен замгендиректора "Энергогаранта" Антон Легчилин: "Сейчас многие компании готовятся к продаже накануне вступления РФ в ВТО, это логичный процесс,- заявил он "Коммерсанту".- Иностранных инвесторов интересуют в первую очередь страховщики, занимающиеся ритейлом, поскольку корпоративный клиент в РФ требует особого подхода, а методики работы с ритейлом во всем мире одинаковы".