15.02.2007

Эффективность деятельности российских сетей FMCG продолжает снижаться

FMCG Информационное агентство INFOLine провело исследование «Торговые сети FMCG: IV квартал 2006 года».

По информации ИА INFOLine, оборот розничной торговли в России в IV квартале 2006 года составил 2528,2 млрд. руб., увеличившись в товарной массе на 14,5 % по сравнению с IV кварталом 2005 года, а в 2006 году – 8627,5 млрд. руб, что по сравнению с 2005 годом больше на 13%.

Высокие темпы эксперты ИА INFOLine связывают с нормализацией ситуации на алкогольном рынке и ростом потребительской активности. Региональная структура оборота розничной торговли РФ продолжает характеризоваться существенной неравномерностью - до 50% оборота розничной торговли приходится на 9 субъектов РФ: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Самарскую, Тюменскую и Ростовскую области, а также Краснодарский край и Республику Башкортостан.

В 2006 году сохранилась тенденция роста доли торгующих организаций в обороте розничной торговли: в 2006 году она выросла на 1,4% и составила 80,4%. Наиболее высокие темпы роста среди торгующих организаций демонстрируют торговые сети. Более высокие темпы роста продемонстрировали небольшие сети («Самохвал», «Марта», «Карусель»), а также сеть «Магнит», которая, сохранив высокие в абсолютном выражении темпы роста, в относительном выражении снизила их на 40% за счет эффекта высокой базы.

В ходе анализа эксперты ИА INFOLine отметили важную тенденцию - снижение эффективности деятельности российских сетей FMCG, начавшееся еще в 2005 году и обусловленное опережающим ростом расходов по сравнению с выручкой. Однако если в 2005 году оно нивелировалось ростом величины амортизационных отчислений, то в 2006 году практически все сети продемонстрировали отставание темпов роста EBITDA от темпов роста выручки. По данным отчетности сетей за первые 9 месяцев 2006 года рентабельность EBITDA сети «Пятерочка» в 2006 году снизилась на 3%, сети «Карусель» - на 1,5%, а «Патэрсон» - на 0,9%.

Снижение операционной рентабельности и рентабельности EBITDA ряда российских сетей FMCG по сравнению с ростом выручки в 2006 году, по мнению экспертов ИА INFOLine, обусловлено множеством факторов, в частности, насыщением розничных рынков Москвы и Санкт-Петербурга и ужесточением конкуренции, ростом арендных ставок и отсутствием удобно расположенных арендопригодных площадей, отсутствием в новых для компаний регионах логистической инфаструктуры и др.

В целом, по анализируемым сетям рентабельность EBITDA в I-III кварталах 2006 года снизилась до уровня 2004 года и, по мнению экспертов ИА INFOLine, после подведения окончательных итогов 2006 года вырастет незначительно.

adlife.spb.ru