12.02.2007

Изобретение ночлега

Привычные критерии качества уже давно перестали определять конкурентные преимущества в гостиничном бизнесе. Главным оружием в борьбе за клиента становятся необычные концепции.

Устав от конкуренции на суше, основатели Jules Hotel Ян Коблик и Нил Муни опустились на морское дно. В переоборудованную под отель подводную лабораторию гостям без акваланга не добраться. Как, впрочем, и конкурентам. Стоит ночевка в подводном мире $345. Что лишний раз подтверждает: необычные форматы покидают нишу VIP-проектов и начинают нашествие на масс-маркет.

Проще всего в движении навстречу клиенту австрийцу Георгу Хельтлю. Основатель Rotel (от rolling hotel) догадался поделить автобус на ячейки и разместить в них спальные места. Клиентам, таким образом, предлагается не терять зря время: уснул, скажем, в Париже, а проснулся уже в Марселе. Постояльцы отеля на колесах, как правило, студенты и «экспериментаторы». Однако несмотря на, казалось бы, специфическую аудиторию, «номерной фонд» компании Хельтля уже составляет 3,5 тыс. спальных мест, а число «человеко-ночевок» достигает 600 тыс. в год.

Впрочем, чтобы выделиться среди конкурентов, можно обойтись и без экстрима. Берлинский Arte Luise Kunsthotel призвал на помощь искусство. Каждое помещение в арт-отеле – уникальное творение известных современных художников. Каждый его номер – целый маленький фантастический мир в одной комнате. Здесь можно почувствовать себя трехлетним малышом рядом с гигантской дубовой кроватью, посетителем квартала красных фонарей или бедным поэтом, живущим впроголодь в каморке. Проживание в жилом музее обойдется от 48 евро до 150 евро, при этом номера зарезервированы на недели вперед.

«Какой смысл заниматься необычными форматами в России, если у нас в гостиничном бизнесе фактически нет конкуренции? – вопрошает генеральный директор Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник.– В России рынок продавца, тут волю потребителя не учитывают». Необычные же проекты, по словам Лесника, возникают скорее не для привлечения клиента, а из-за отсутствия денег. Например, в Воронеже в придорожном отеле сотрудник его компании обнаружил, что номерной фонд – это два железнодорожных вагона, обложенных снаружи кирпичами. «Что ж, тоже своего рода концепция»,– соглашается Александр Лесник.

«Отели нестандартного формата в России только начинают появляться,– считает директор по развитию компании Heliopark Group Евгений Каркачев.– Однако в целом девелоперы и инвесторы пока не ищут оригинальных концепций». Чтобы сделать отель уникальным, особых усилий порой и не требуется. Так, главная особенность гостиницы Harry’s Hotel Home, основанной австрийцем Харальдом Ультшем, стала ценовая политика. Здесь действует простой принцип: чем дольше живешь, тем меньше платишь. В итоге стоимость проживания оказывается сравнимой с арендой апартаментов. Первый отель этой системы открылся в октябре 2006 года в городе Харт под Грацем, в планах построить еще два: в Линце и Вене. Главная идея Ультша – если вы решили поселиться в отеле надолго, то он должен стать вам настоящим домом. Инновационность этой идеи сложно недооценить.// Анастасия Джмухадзе

Секрет фирмы