12.02.2007

Цифровой контент вырывается из пиратских лап



По прогнозу аналитиков J'son & Partners (J&P), через три года суммарный годовой доход от цифрового контента в России вырастет более чем в три с половиной раза и достигнет $5 млрд против $1,7 млрд за 2006 год. Ожидания аналитиков станут реальностью, если государство будет активнее бороться с пиратством, а российские производители начнут выпускать более качественный контент, предупреждают эксперты.
Рост объема рынка цифрового контента, по мнению аналитиков J&P, будет спровоцирован несколькими факторами.
Более 50% сформируется за счет продаж контента на носителях (аудиодиски, DVD, игры на дисках) через розничные сети. Способствовать этому будет увеличение количества магазинов, продающих подобную продукцию легально. Всего к концу текущего десятилетия их будет более 3 тыс.
Еще одним фактором роста станет увеличение проникновения широкополосного интернета и сегмента цифрового телевидения - к 2010 году количество зрителей такого ТВ увеличится на 60%. Рост аудитории должен спровоцировать активность в секторе онлайн и интерактивной дистрибуции "тяжелого" контента вроде полных музыкальных треков, многопользовательских игр и видео. Этот сегмент, по прогнозу, сформирует более 30% рынка цифрового контента.
Рост рынка контента будет обусловлен и снижением объемов пиратства. По подсчетам аналитиков J&P, к 2010 году его уровень в офлайн-каналах снизится до 40% с нынешних 80%. В первую очередь это связывается с присоединением России к ВТО, одним из условий которого является активная позиция в борьбе с контрафактом.
Сейчас Россия является крупнейшим производителем и экспортером контрафактных дисков, а деятельность многих компаний, торгующих контентом в интернете, нелегитимна. При этом потребители музыки с каждым годом все чаще предпочитают покупать музыкальные файлы в онлайн-магазинах. По мнению аналитика iKS-Consulting Елены Крыловой, серьезным тормозом развития рынка интернет-контента остается неподготовленность российского законодательства к ведению бизнеса в интернете. "Наиболее успешные российские сайты, занимающиеся продажей музыки, работают нелегально с точки зрения международного права,- рассказывает она.- В 2006 году появилось несколько сайтов, которые торгуют легальной музыкой, но объем их продаж весьма незначителен".
Кроме того, большими препятствиями для развития платных сервисов в интернете, по словам эксперта, являются неразвитость платежных механизмов, отсутствие привычки у потребителя платить за подобный контент и недостаточное предложение со стороны производителей контента.
Нехватку последнего ощущают и операторы платного ТВ. "IP TV и другие мультимедийные сервисы собираются внедрять в самом ближайшем будущем операторы во всех регионах страны",- говорит советник генерального директора компании "Синтерра", которая развивает собственную контент-платформу, Андрей Степанов. Только таким образом они смогут удержать свою клиентскую базу и сохранить долю на рынке. "Контента сейчас много, но в основном западного: там эта индустрия развита очень хорошо,- рассказывает программный директор "Комстар-директ" Мераб Габуния.- Однако российскому зрителю более интересен хороший отечественный контент, и в его поисках находятся все операторы". Такого контента, по его словам, сейчас крайне мало, что заставляет операторов самим заниматься производством. "Но производить действительно качественный контент достаточно затратно, и не многие могут себе это позволить",- заключает он.

АННА БАЛАШОВА

Газета "Бизнес"