01.02.2007

Мобильные билборды въезжают в закон "О рекламе"

Как стало известно Ъ, нижегородское территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) наложило первый штраф за размещение рекламы на мобильном билборде. С 1 января 2007 года этот вид рекламоносителя запрещен законом "О рекламе". Оштрафованная компания – "Служба правового регулирования убытков" (СПРУт), спровоцировала ФАС, чтобы обойти данный запрет в суде, считают участники рынка.

Автомобиль "Газель" с рекламным щитом "Служба правового регулирования убытков" и адресом интернет-сайта организации появился в Нижнем на площади Горького 19 января. Спустя неделю комиссия УФАС составила административный протокол и выдала ООО СПРУт предписание в течение суток устранить нарушение. Владельцы содрали с щита текст, но на рассмотрении дела в УФАС представитель СПРУт Андрей Рыбин заявил, что считает требования комиссии "незаконными". По его словам, название организации не является рекламой и говорит лишь о принадлежности автомобиля юридическому лицу, а сама "Газель" перевозила груз с улицы Маслякова и сломалась по дороге. Судя по всему, Андрей Рыбин был заинтересован в неблагоприятном исходе дела. "Давайте не будем оттягивать ту счастливую минуту, когда я смогу получить решение, чтобы обжаловать его в арбитражном суде",– заявил он на заседании. ООО СПРУт было признано виновным, на него наложен штраф в размере 100 тыс. руб. за нарушение 2-й части 20-й статьи закона "О рекламе".

По оценке компании "ЭСПАР-Аналитик", оборот российского рынка рекламы на мобильных билбордах в 2005 году составил $5-6 млн (более 7% от всего рынка наружной рекламы). По данным Ассоциации мобильной рекламы (АМР), в 19 городах России такими рекламоносителями управляют 57 компаний. По оценке управления ФАС по Нижегородской области, в 2005 году доля мобильных билбордов составила менее 1% от нижегородского рынка наружной рекламы, чей оборот превысил $7 млн.

Участники рынка полагают, что СПРУт действует преднамеренно, пытаясь найти возможности обойти закон и закрепить их судебной практикой. "Это типичные уловки, которые обсуждались в профессиональной среде задолго до вступления в силу новой редакции закона, давшей довольно размытое толкование запрета рекламы на транспортных средствах",– считает партнер ООО "Город Солнца" Андрей Солдатов. Гендиректор рекламного агентства "Клим" Анатолий Игонин считает действия юрагентства "пробным шаром", бьющим по запретительному положению федерального закона. "Честно говоря, я не знаю, как УФАС будет в суде доказывать факт преимущественного использования данного транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции",– говорит господин Игонин, полагающий, что госорган проиграет если не в первой, то во второй инстанции.

В ФАС, впрочем, уверены, что действия операторов ликвидированного рынка мобильной рекламы не приведут к возврату билбордов на улицы. "Нас начинают тестировать, сможем мы отстоять эту норму в судах или нет,– говорит замглавы ФАС Андрей Кашеваров.– И мы этот вызов принимаем: если суды признают, что эту норму можно обойти, нужно будет корректировать сам закон".

Московские компании между тем стараются не раздражать антимонопольщиков – до сих пор в столице еще не штрафовали владельцев мобильных билбордов. "Создавать правоприменительную практику, пытаясь обойти закон, нам кажется непродуктивным,– говорит пресс-секретарь АМР Александра Михайлова.– Гораздо лучше продвигать поправки в закон 'О рекламе' через Госдуму". По ее словам, в ближайшее время состоится первое чтение законопроекта об отмене запрета на мобильные билборды, внесенного в Госдуму фракцией ЛДПР (Ъ писал о нем 14 декабря 2006 года). "Пока поправки не приняты, все члены нашей ассоциации, а также независимые крупные операторы не ездят по городу,– говорит госпожа Михайлова.– На улицах появляются лишь одиночные небрэндированные билборды, чьи владельцы действуют на свой страх и риск".

РОМАН Ъ-КРЯЖЕВ, Нижний Новгород; ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

КоммерсантЪ