01.02.2007

Правительство предупредило алкогольный кризис. Рынок насторожен




Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко вчера вечером заявил о том, что алкоголь со старыми надписями можно будет и дальше продавать в рознице. Роспотребнадзор и МЭРТ разрешили розничным сетям реализовывать алкогольную продукцию со старыми надписями о вреде алкоголя, в случае если она была выпущена до сегодняшнего дня. С 1 февраля содержание предупредительной надписи о вреде алкоголя на бутылках должно измениться: 19 января этого года министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов издал приказ, утверждающий новую надпись.


фото с сайта www.kommersant.ru

Содержание обязательных предупредительных надписей на алкогольной продукции регламентировано "Правилами продажи отдельных видов товаров", утвержденными постановлением правительства #55 от 19 января 1998 года. В декабре прошлого года правительство расширило и изменило упоминание о вреде здоровью от чрезмерного употребления алкоголя.

Однако, опасаясь проверок и запретов, розничные сети уже объявили своим поставщикам об отказе в приеме бутылок со старой надписью. Среди сетей, объявивших о приеме алкогольной продукции только с новыми надписями "Пятерочка", "Карусель", "Семья", Metro и "Лента". Как пишет газета "Коммерсант", потенциальные убытки отрасли от нового закона, не будь этой оговорки, могли составить 12 миллиардов долларов. Как пояснила президент Национальной ассоциации слабого алкоголя Ольга Курбатова, "учитывая, что приказ Зурабова появился за двенадцать дней до его вступления в силу, мы физически не успеем сменить надпись на продукции". А директор по закупкам направления "Сухие и упакованные товары" "Ленты" Елена Лунина посчитала, что переход на новую систему приведет к нехватке алкогольной продукции в течение двух-трех недель, пока поставщики заберут алкоголь из розницы, переклеят этикетки и вернут его обратно.

Вечером на сайте Федеральной налоговой службы появилось сообщение, что в соответствии с письмом Минэкономразвития от 30 января действие приказа Минздравсоцразвития не распространяется на алкогольную продукцию, произведенную до 1 февраля 2007 года.
Уже в конце декабря Владимир Путин направил Михаилу Фрадкову распоряжение, в котором настоял на принятии "экстренных мер для исправления ситуации с обеспечением государственных интересов" на алкогольном рынке. Может быть, именно оно положительно повлияло на ситуацию. Представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров признался "Коммерсанту", что "третий кризис за год - это было бы уже слишком".
Геннадий Онищенко еще во вторник написал пояснение к приказу Минздравсоцразвития, согласно которому "факт наличия на потребительской таре информации о противопоказаниях к ее применению иного содержания в любом случае не должен служить основанием для изъятия алкогольной продукции из оборота". А вчера он заверил газету, что "никакое ведомство" не будет проводить проверок для изъятия из розницы бутылок со старыми надписями.
"Коммерсанту" не удалось вчера связаться с Михаилом Зурабовым, а его пресс-секретарь Елена Волохова от комментариев отказалась.

Согласно письму главы Роспотребнадзора, наряду с бутылками с новыми надписями, предупреждающими о вреде алкоголя, в обращении смогут находиться и бутылки со старыми надписями, которые будут выходить из оборота постепенно, - сообщает РБК daily. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) и Федеральная налоговая служба (ФНС) также подтвердили, что требования по этикеткам, предъявляемые Минздравсоцразвития, относятся к продукции, произведенной до 1 февраля. PR-директор "Синергии" Андрей Малафеев прокомментировал изданию, что пока нет ясности, какой должна быть надпись о вреде алкоголя, на всю продукцию, производимую с сегодняшнего дня, будут наноситься стикеры. "Тем самым остановки производства и остановки продаж удастся избежать", - говорит г-н Малафеев.

Но на слабоалкогольную продукцию все же события повлиять могут. По словам Ольги Курбатовой, дистрибьюторы стали отказываться принимать слабый алкоголь. Причиной тому является повышение ставки акциза для данной категории продукции, из-за чего многие производители были вынуждены поднять отпускные цены. Так, по словам г-жи Курбатовой, "Русский алкоголь" поднял цены на 20%, а "Очаково" - на 30%. Из-за повышения цен продажи слабого алкоголя падают. Только в январе, по словам г-жи Курбатовой, падение продаж в секторе слабого алкоголя составило 50%.

РБК daily отмечает, что 15 заводов отрасли, среди которых предприятия "Хэппилэнд" и "Мегапак", приостановили розлив продукции. А холдинг Baltic Beverages Holding (BBH) потерял интерес к работе на российском рынке слабого алкоголя, и, возможно, свернет или продаст свои бренды.